На сцене развернулись нешуточные страсти. Каковы же истинные лица героев? Такой вопрос преследует зрителя на протяжении всего спектакля "Метод Гренхольма", идущего на сцене Театра Наций. Спектакль поставлен Явором Гырдевым по одноименной пьесе Жорди Галсерана.
Что мы имеем на начало спектакля? Международная корпорация ищет сотрудника на высокооплачиваемую должность. Эта вакансия – объект вожделения четырех претендентов. Им всем назначено собеседование. Ситуация вполне прозаична. А где же интрига? Она появится тогда, когда соискатели поймут, что никто не собирается вести с ними беседы, а решить, кому достанется заветное место, придется им самим. В этом и заключается суть метода Исайи Гренхольма, шведского психолога, заведующего кадровым отделом центрального бюро в Стокгольме.
Спектакль поставлен в духе классического психологического триллера с элементами саспенса: происходящее держит нас в напряжении от первой до последней минуты, а концовка шокирует. Явор Гырдев то и дело переворачивает все сложившееся восприятие с ног на голову. А развязка действа представлена в лучших традициях детективной прозы — убийцей неизменно оказывается тот, на кого меньше всего падает подозрение.
За все время спектакля на сцене мы увидим лишь четырех актеров: Сергея Чонишвили, Игоря Гордина, Викторию Толстоганову и Максима Линникова. Как известно, в Театре Наций нет постоянной труппы, в спектаклях задействованы приглашенные артисты самого высокого уровня. Примечательно, что коллектив спектакля "Метод Гренхольма" сложился из актеров совершенно разных театров.
Игорь Гордин является актером Московского театра юного зрителя, Сергей Чонишвили — Ленкома, Виктория Толстоганова пришла из Московского драматического театра им.К.С.Станиславского, и только Максим Линников постоянно сотрудничает с Театром Наций. В подобном подборе актеров просматривается параллель с положением героев на сцене: все они шли своей дорогой, пока судьба не собрала их всех вместе.
Каждый персонаж — яркая личность с самобытным укладом жизни. Героиня Виктории Толстогановой — уверенная в себе карьеристка, настоящая акула бизнеса. Она всей душой стоит за женскую эмансипацию и ни на шаг не желает уступать своим конкурентам-мужчинам, проявляя в этом противостоянии недюжинное упорство и стойкость. Максим Линников играет роль миловидного молодого человека с задатками дендизма, однако это стремление к "лоску" еще преподнесет нам сюрпризы. Особенно отметила бы игру Сергея Чонишвили и Игоря Година. За время спектакля мы можем наблюдать их переход из одного амплуа в другое. Игорь Гордин успевает зарекомендовать себя чудаком с трагической судьбой, но не так-то он прост и наивен, как кажется на первый взгляд. Сергей Чонишвили же предстает перед нами циничным скептиком, но вот он уже примерный гражданин, ратующий за высокие нравственные принципы. Однако только мы готовы полностью ему довериться, как вся его исповедь оказывается лишь искусно продуманной ложью.
Отдельной строкой я бы отметила голос ленкомовца — именно он озвучивает все анонсы и ролики телеканала СТС, а также многочисленные работы отечественного и зарубежного кинематографа. С первых же его фраз отовсюду в зале послышался одобрительный шепот узнавания. С этого момента расстояние между сценой и залом будто бы сократилось, и зритель не может оставаться безучастным к судьбе героя, которого уже не назовешь одним из многих.
Ключевой вопрос постановки — где граница дозволенного в экспериментах над личностью? Способ проведения собеседования предстает вероломным вмешательством в сакральность приватной жизни испытуемых, частенько заставляющим идущих к заветной цели претендентов забывать о понятиях чести и собственного достоинства. После спектакля остается чувство несправедливости и некой огорошенности. Тем не менее, прав был Пушкин: мы рады быть обманутыми. Зрелище нам открывается поистине увлекательное. Спектакль показал себя натуралистичным и добротно поставленным, в его события веришь даже не задумываясь, вымысел это или реальность. А кто же окажется счастливчиком, сорвавшим звезду с неба? Разгадка ждет вас только на последних минутах.