„Снегири” в Театре наций были готовы давно, по сути это выпускной спектакль знаменитой студии „кудряшей”, который в театре „подобрали”. Ожидали только утверждения художественного руководителя театра — Евгения Миронова. И вот, после его
пресс-конференции и официального объявления новой политики, нацеленной на молодое и яркое, „Снегирей”
все-таки играют. Театр, пообещавший стать самой амбициозной площадкой века, в итоге признал спектакль „своим”, но идет премьера почти „втихую”, в самом конце сезона.
„Снегири” поставлены по пьесе Нины Садур „Смертники”, та, в свою очередь, написана по следам повести Астафьева „Прокляты и убиты”. История, в общем-то, простая: рота новобранцев целиком гибнет в первом же бою. В живых остается только один — Лешка Шестаков (Евгений Ткачук). Во время ночных припадков он вспоминает своих однополчан и прежде всего братьев Снегиревых, по кличке Снегири, показательно расстрелянных за дезертирство, поскольку они осмелились покинуть полк и отправиться к матери за свежим коровьим молоком.
От выпускных спектаклей знаменитых курсов никто никогда не ждет больших режиссерских свершений. Так и „Снегири” на самом деле целиком построены на актерских этюдах: молодые ребята убедительно создают характеры таких же молодых ребят. Все это сыграно на черной сцене с минимумом декораций и точными, ненавязчивыми метафорами. Например, когда погибают герои, знаком смерти становится брошенная на пол шинель. Ребята, конечно, собрались замечательные, взять хотя бы того же Евгения Ткачука. Однако военная история тут совершенно не звучит, да и не нужна вовсе. Все, что предлагается, это любоваться на блистательную игру молодых артистов, которые все время балансируют на тонкой грани между актерством и детским дурачеством. От этого и щемит — не от доверия к рассказанной истории, а от страха за этих талантливых мальчишек: и что с ними будет дальше?
„Снегирей”, между тем, со времени первых предпремьерных и студенческих показов уже записали в большие события, что приятно, но, в общем-то, не вполне заслуженно. Просто русский зритель всегда любил студийные театры. Студийный театр кажется той самой свежей струей, которая может спасти общее неутешительное целое. Так было с „женовачами”, которые за год своего существования стали, по общему признанию, главными ньюсмейкерами сезона, так обещает случиться и с „кудряшами”. Разница только в том, что „кудряши”-то не основали студию и не стали труппой, а вполне себе разбрелись по разным театрам и теперь ведут самостоятельную жизнь. Так что этот спектакль — прощальное посвящение курса самому себе, и никакого продолжения, увы, не будет. Поэтому любителям студийных театров стоит хватать это чудо горяченьким.