Top.Mail.Ru
Касса  +7 (495) 629 37 39

23 апреля, в день рождения Шекспира, зрителей провели по театральным закоулкам и лабиринтам, где капризная Офелия в розах и птичках материла с гримершу, Принц Датский с черепом Хёрста на футболке танцевал в голубых зеркалах, а пафосная речь Тургенева к 300-летию драматурга гремела с политической трибуны: мы, русские, понимаем Шекспира лучше всех! Ироничное «посвящение» праотцу современного театра, где играет всё – от воображения до клубов дыма на пустой сцене – готовили восемь команд.

«Шекспир. Лабиринт» – больше, чем интерактивная экскурсия по театру, серия инсталляций и спектакль-квест. Это одна на всех «поздравительная открытка», где лидеры нового режиссерского поколения по-хулигански расписались в личных симпатиях к Барду. В ход пошли и живые котята с бумажными розами ХХL, и пирожки «с человечиной», и бутафорская кровь, и гусиные перья с масками Шекспира. Сборная команда – Юрий Квятковский и Дмитрий Волкострелов, Тимофей Кулябин и театр «Трикстер», Liquid theatre и танцевальная компания Dialogue Dance – вырезала их собственноручно. Коллаж из мини-сочинений о Шекспире в разных жанрах и форматах сложил куратор проекта Филипп Григорьян. Вместе с художником Галей Солодовниковой и драматургом Ольгой Федяниной он придумал, как объединить оперную «Офелию» и кукольного «Тита Андроника», а к ним добавить Леди Макбет без рук, Гамлета без слов и «Бурю» без единого артиста, но с голосом Лии Ахеджаковой. Им заговорит театральная люстра, вспоминая свой любимый спектакль – «Бурю» 1901 года в Театре Корша, в здании которого теперь находится Театр наций.

Кстати, о голосах: в «Лабиринте» они выдающиеся. Валерий Галендеев, соратник Льва Додина и главный специалист по сценической речи, читал в записи стихотворение Варлама Шаламова «Фортинбрас». Сергей Чонишвили и Виктор Вержбицкий записали «аудиогид». Их неспешный рассказ звучал в наушниках, пока зрители шагали по лестнице вдоль инсталляции «От рождения к вечности». По стенам растянулись принты с фактами и мифами о Шекспире. Добавилась к ним и статистика: обогатил английский лексикон на 3200 слов, извел 61,5 гуся на перья, написал «154 сонета: 21 – брюнетке, 126 – блондину». Галя Солодовникова собрала, как пазл, биографию Шекспира-загадки, который не оставил ни одной подлинной рукописи и в общем-то стал главной мистификацией в истории театра. 84 человека, от Кристофера Марло до Бэкона, могли бы назваться авторами шекспировских пьес.        

Сами тексты Барда, как можно догадаться, никто не ставил. На увеселительной театральной прогулке они даже не прозвучали. За одним исключением. В мини-перформансе Тимофея Кулябина «Леди Макбет» актриса Елена Морозова не обошлась без хрестоматийного: «Но кто бы мог подумать, что в старике так много крови?» И что она только ни делает, чтобы смыть «проклятое кровавое пятно». Навязчивое состояние этой Леди осложнилось не на шутку: ее оставили без рук – за спиной, как на смирительной рубашке, завязаны пустые рукава, а на полу лежат обрубки с черным маникюром. Мойка рядом, но чтобы ей воспользоваться, надо как минимум открыть ногами кран и в зубах доставить свои бывшие руки, покрытые чужой кровью навсегда. Эти адовы муки в гардеробе Театра наций – пожалуй, самый тяжелый, ударный эпизод. И подход к нему самый серьезный, с кровавым привкусом.

В другом, шутливом эпизоде, кровавые блюда шекспировской кухни предложили попробовать на вкус. «Четырнадцать убийств, тридцать четыре трупа, три отрубленные руки, один отрезанный язык», – всех жертв из «Тита Андроника» театр «Трикстер» перенес в буфет и выставил в разделанном, освежеванном виде их гипсокартонные части. Пока кукольный Шекспир на правах шеф-повара шпиговал человеческий корпус сосисками и луком, публике наливали томатный сок и скармливали пирожки на муке из измельченных человеческих костей. Хлеба и зрелищ хватило на всех. В буфете можно было найти и редкие «музейные экспонаты»: огрызок, которым кинули в Шекспира, и горку костей, оставшися после ужина драматурга с королем Иаковым I. 

На маршруте мелькает и сам виновник торжества – осветитель Никита Федун в образе всемирно любимого драматурга стоит за диджейским пультом и встречает гостей, сидит при свечах и тортике за праздничным столом и лежит в гробу, переворачиваясь, когда публика коллективно сочиняет завтрашнюю сенсацию – неизвестную пьесу Шекспира! Сюжет телеканала «Дождь» о находке уже готов. Осталось только набросать подробности новой истории о тиране. На «Редколлегии» Юрия Квятковского, где зрители превратились в анонимных участников тайного общества, и пригодились маски юбиляра. Ну, а лицо «Вильяма, так сказать, нашего» снова замаячит вдалеке уже на поклонах. Вместе со всеми создателями «театра-променада» он выйдет на сцену, перед большим и пустым залом Театра наций, а на балконе группа из 30 гостей будет аплодировать 1,5-часовому юбилейному озорству.