Теплый электрический свет освещает пространство мягкого вагона: не в таком ли совершил свою первую заграничную поездку Федор Михайлович Достоевский, сорокалетний писатель, уже выпустивший «Записки из мертвого дома» и «Униженных и оскорбленных», но еще не написавший «Бесов» и «Идиота»?
У вагона три стены, вместо четвертой – металлические стойки с веревочками, как в музее. Откуда-то появляются двое, мужчина и женщина, подходят к этим условным границам, и как-то легко и незаметно их преодолевают: она оказывается в шезлонге возле окна, он – за большим письменным столом. Поправляет очки, поправляет стопку книг, и начинает рассказывать о том, что пережил за два месяца, путешествуя по Европе, делясь впечатлениями то ли с публикой в зрительном зале, то ли со своей спутницей, а может быть, с каким-то другим, видимым только ему собеседником.
Режиссер Елена Невежина так же легко, как герои ее спектакля, стерла невидимые границы между прошлым и будущим, публицистикой и драматургией, взглядами Достоевского на будущее России и Европы и нашими сегодняшними спорами, мечтами и надеждами на будущее. «Культуромании» Елена Невежина рассказала, что искала материал для спектакля, посвященного юбилейной дате (в 1921 году исполняется 200 лет со дня рождения Федора Михайловича Достоевского), вспомнила про этот текст, перечитала его, и он показался ей чрезвычайно современным.
Помимо того, что Федор Михайлович в своем вояже следует знакомыми тропами, исхоженными русскими путешественниками вдоль и поперек («Я был в Берлине, в Дрездене, в Висбадене, в Баден-Бадене, в Кельне, в Париже, в Лондоне, в Люцерне, в Женеве, в Генуе, во Флоренции, в Милане, в Венеции, в Вене, да еще в иных местах по два раза», – пишет он в своих Заметках), он и ведет себя как типичный русский турист – думает и говорит не столько о красотах, которые открываются перед ним в поездке, сколько о том, почему «Европа имеет на нас, кто бы мы ни были, такое сильное, волшебное, призывное впечатление»?
По накалу страстей «Заметки» Достоевского не уступают комментариям под некоторыми постами в фейсбуке – с той разницей, что автор все же придерживается литературного языка. Елена Невежина подчеркнула полемичность текста, разделив его между двумя персонажами спектакля, в программке обозначенными просто как «Он» и «Она». В какие-то моменты «она», актриса Лиза Арзамасова, ведет спор с большей горячностью, чем «он» (Илья Исаев), и это довольно точно отражает реалии сегодняшнего дня. Хотя кто знает, как вела себя в спорах и ссорах Аполлинария Суслова, с которой Достоевский списал Настасью Филипповну из «Идиота». В эту зарубежную поездку, кстати говоря, они должны были ехать вдвоем, но этот план рухнул после очередной ссоры.
По словам Елены Невежиной, в начале работы было несколько вариантов сценической композиции по «Зимним заметкам», в конце концов был выбран вот этот, где извечный конфликт мужчины и женщины и в то же время их явный интерес друг к другу накладываются на текст и создают ощущение жизни, которая идет своим чередом, в то время как за окном вагона мелькают города и страны.
Спектакль открывает программу «Достоевский 200», которая будет идти в Театре Наций весь юбилейный год и должна освежить восприятие Достоевского и его героев в массовом сознании. Участники программы будут искать ответы на вопросы, какие темы и сюжеты Достоевского сейчас наиболее актуальны, о чем и как писал бы Федор Михайлович, будь он нашим современником и кто его герои сегодня. Подобная задача подразумевает разнообразие жанров и эстетических подходов: от классического спектакля Елены Невежиной на малой сцене до шести экспериментальных проектов в Новом Пространстве Театра Наций.
Первый из них, спектакль «Сторителлинг», который готовят актеры Елена Горина и Александр Горелов, основан на детском восприятии фигуры Федора Михайловича. Авторы проекта провели небольшой опрос младших школьников и выяснили, что они ничего не знают о «достоевщине», для них Достоевский – это милый дядя со смешной фамилией, который пишет длинные истории. В «Сторителлинге» детский взгляд встретится с взрослым и, как рассчитывают авторы, что-то изменит в образе автора великих романов.
Продолжением программы станут четыре камерных оперы, которые напишут по мотивам произведений Достоевского молодые композиторы, серия аудиовизуальных работ, лаборатория театральной режиссуры и квиз, участники которого будут соревноваться на знание творчества писателя и отвечать на те вопросы, которые казались ему важными. Сам Достоевский ответить на них так и не смог.