Свой новый сезон Театр наций открыл премьерой спектакля «Театр чудес» в постановке художественного театра «Грань» из Новокуйбышевска Дениса Бокурадзе. В этом спектакле заняты всего два артиста театра «Грань» — Сергей Поздняков и Юлия Бокурадзе. В остальных ролях — артисты Театра наций.
Театр наций известен в первую очередь тем, что на его площадках работают самые именитые режиссеры со всего мира, самые талантливые российский постановщики. Но и театр «Грань» с недавних пор, что называется, у всех на слуху. Особенно после представленного год назад на «Золотой маске» спектакля «Корабль дураков», в основе которого были Средневековые французские фарсы ХУ-ХУ1 веков. Для премьеры на столичной сцене художественный руководитель театра Денис Бокурадзе опять выбрал литературу средневековья, а именно комические пьески классика мировой литературы, автора бессмертного «Дон Кихота» Мигеля де Сервантеса. Эти интермедии были написаны более четырехсот лет назад и, надо признать, сегодня подзабыты. Режиссер Бокурадзе для своей постановки взял из этих интермедий три: «Бдительный страж», «Судья по бракоразводным делам» и «Театр чудес».
Лейтмотив каждой — казусы любви. В них нет никаких подтекстов, они просты и прямолинейны, их задача по замыслу Сервантеса была проста –развлечь и повеселить своих современников, самый широкий круг горожан. Поскольку Денис Бокурадзе славится умением воспроизвести на сцене атмосферу именно средневекового театра, его новый спектакль завзятые театралы ждали с нетерпением. Разумеется, у многих была надежда, что это будет столь же искрометное представление, каким был его «Корабль дураков», продолжением которого сам режиссер называл и «Театр чудес». Режиссер пообещал, что чудес в спектакле будет много, но не технических: «Мы в этом спектакле делаем ставку не на машинерию, а на актера. Он и есть настоящее чудо».
Именно таким чудом были артисты театра «Грань» в спектакле «Корабль дураков»: каждый исполнял сразу несколько ролей, мгновенно перевоплощаясь в новый образ. Потрясающие костюмы постоянного соавтора режиссера, великолепного художника Елены Соловьевой, лауреата премии «Золотая маска», обеспечили тому спектаклю невероятную зрелищность. Но не зря говорят: нельзя в одну и ту же реку ступить дважды. Изначально сценическое решение постановки несколько настораживало, хотя в чувстве стиля создателям спектакля не откажешь. Режиссер вместе со сценографом Александром Денисовым выбрали для оформления монохром: черный задник сцены с условными «окнами» под потолком и непрерывно открывающимися дверями, в том же черном цвете бесформенные костюмы всех героев. То есть театр вне времени и пространства? Очевидно, именно так это надо было понимать.
Настроение тайны и ожидание чуда изначально создавали лишь великолепные карнавальные маски Алисы Якиманской, отсылавшие зрителей к тому самому театру средневековья. Разочарование вызвала уже первая история: влюбленные в судомойку солдат без гроша в кармане, но с пылким сердцем всеми правдами и неправдами отгоняет от дома, где исправно моет посуду его возлюбленная, потенциальных претендентов на её сердце. Но все усилия бдительного стража ни к чему не привели — и в итоге избранником прекрасной судомойки стал церковный звонарь, во что почему-то никак не веришь. Но это уже вопросы, надо полагать, к первоисточнику. Где-то к середине этой истории многие зрители откровенно заскучали. Не спасало действо ни обилие пантомим, ни суета «масок» массовки, чья задача, очевидно, была лишь в том, чтобы как-то оживить действие. Если бы эту интермедию режиссер несколько подсократил, она от этого нисколько бы не проиграла. Увы…
Вторая история — «Судья по бракоразводным процессам» — спектакль несколько оживила. Здесь хороши были сами тексты: к судье одна за другой приходят супружеские пары, прожившие не один десяток лет и порядком друг другу поднадоевшие, с одним желание — развестись немедленно. В итоге все остаются, что называется, при своих интересах. Тема эта — на все времена, потому и находит живой отклик у публики. Но и здесь количество текста явно преобладает над действием.
И лишь последняя интермедия, «Театр чудес», давшая название всему спектаклю, внесла в эту постановку заметное оживление. История хороша сама по себе: бродячий театр, а это всего-то два плута, дурачит отцов города, предлагая увидеть то, чего на самом деле нет. А если кто-то признается, что он действительно ничего не видит, тот, как заявляют шарлатаны-иллюзионисты, или перекрестившийся, или незаконнорожденный. И практически все представители власти маленького городка истово начинают описывать свои видения, боясь прослыть глупцами, или, что еще хуже, теми самыми «незаконнорожденными». Лишь один решается быть честным с самим собой, да и то с риторическим вопросом: «Почему же все видят, а я ничего не вижу?». В общем, вариант истории о голом короле, зазвучавшей по-новому. Для большинства всегда важнее в жизни не быть, а казаться. А уж для лиц, облаченных какой-никакой властью, тем паче. Эта история привнесла, наконец, и на сцену, и в зал то самое веселье, которого зрители ждали от спектакля изначально.
Невозможно не упомянуть о еще одной режиссерской «находке»: время от времени на сцене появляется безмолвный наблюдатель в маске смерти. Для непонятливых — олицетворение известной истины от Экклезиаста: «все суета сует и все суета». До чего, впрочем, всякий здравомыслящий человек давно дошел своим умом. Потому и от новой постановки Дениса Бокурадзе, заворожившего зрителей спектаклем «Корабль дураков», почтенная публика ожидала зрелищности и веселья, которых всем так не хватает в реальной жизни. Впрочем, поклонников таланта Дениса Бокурадзе, если судить по отзывам в соцсетях, отнюдь не поубавилось. Еще одна давняя истина: сначала талант зарабатывает себе имя, а потом уже имя работает на него.