"Гамлет" - пьеса о человеке, доведенном до безумия", - считает знаменитый канадский режиссер Робер Лепаж. Это мнение разделяет и один из ведущих актеров российской сцены - Евгений Миронов. Они предъявили публике свою версию шекспировского шедевра, назвав спектакль «Гамлет. Коллаж». Премьера состоялась в московском Театре Наций (21-22 декабря).
Согласно Шекспиру, принц датский Гамлет не сошел с ума - он хотел казаться безумным, чтобы ввести в заблуждение противника. Так трактуют пьесу уже более четырех веков постановщики всего мира. Причин для глубоких переживаний Гамлету хватало: похороны отца, свадьба матери и дяди, явление призрака, известие о том, что отец был убит, приказ отомстить... Причем, все эти события происходят одно за другим! "Трудно понять, когда Гамлет безумен по-настоящему, а когда притворяется. В любом случае, это пьеса о безумии", - уверен Робер Лепаж. Если принять эту версию, то становится понятно и логично все, что происходит на сцене.
"Гамлет. Коллаж" - это моноспекталь. В нем двенадцать ролей, но исполнитель один - Евгений Миронов. Перевоплощается он мгновенно! Причем, играет не на плоской поверхности сцены. Герои пьесы действуют в кубе, подвешенном над сценой. Благодаря световым проекциям куб становится то больничной палатой, то уютным двориком, то рекой, в которой тонет Офелия, то парадным залом. Куб постоянно вращается, открываются и закрываются люки, появляются и исчезают предметы. И во всей этой «космической невесомости» органично существует актер. "Работа была очень сложной, недаром же репетиции шли целый год", - говорит Евгений Миронов:
"В этом участвует огромное количество людей, которых зритель не видит – и каждый, по степени ответственности, поверьте, не менее принц датский. Каждый – гример, костюмер или человек, который вовремя должен что-то воткнуть и вытащить. У нас команда. Я не могу сказать, что это мое соло. Мы все играем Гамлета".
Вращающийся куб - словно морок ускользающего сознания. Завораживающий транс. Каждая сцена - препарирование мозга и чувств. От одних только мыслей о том, как сыграть все то, что пережил принц Гамлет, актер может сойти с ума. "Кстати, спектакль и об этом тоже", - уточняет Евгений Миронов:
"Для меня это не просто "Гамлет" - это история, которая рассказана и представлена неким актером, который в плену своих идей, представлений об этой пьесе. И это здорово, потому что история получилась очень театральная, театр в театре – история про творчество, про то, что оно не имеет никаких границ и может довести до безумия…"
Куб, в котором существует актер, – пример нового современного театрального пространства, замечательная находка режиссера, считает сценограф спектакля Карл Фийон:
"Куб – это прекрасная идея для такого персонажа, как Гамлет, потому что это очень измученный человек, очень замкнутый. В его жизни много конфликтов. И куб – закрытое пространство, которое как бы давит ему на голову, - прекрасное концептуальное решение для такого героя".
Перед премьерой спектакля 56-летний Робер Лепаж признался, что давно мечтал поставить «Гамлета», но ему не удавалось это сделать. «Это не та пьеса, которую можно взять и поставить, пока ты не нашел своего Гамлета – человека, способного его сыграть», - убежден Лепаж. Именно таким человеком оказался Евгений Миронов.