Top.Mail.Ru
Касса  +7 (495) 629 37 39

Оказалось, что для создания готового хорошего театрального произведения достаточно четырех дней.

Эскизы спектаклей — это такие экспресс-постановки, возникающие в результате практически круглосуточной работы режиссера и артистов. Очень быстро режиссер должен понять, как, где и про что он будет ставить свой спектакль, органично запустить процесс и вместе с актерами, которые должны еще выучить приличный объем текста, создать представление для публики, которое считается заявкой на последующий спектакль.

Это нелегко, нервно и очень ответственно. В таких постановках можно увидеть, насколько внятно мыслит режиссер и какими профессиональными компетенциями обладают артисты, участвующие в лабораторном марафоне. В конце каждого представления публика должна проголосовать: если зритель хочет увидеть спектакль, впоследствии доработанный режиссером, в репертуаре театра, то он отдает за него свой голос. Если ему представление не понравилось, кидает камень в корзину «Забыть, как страшный сон».

Эскизы четырех спектаклей в Национальном театре РК стали итогом Театральной лаборатории по современной драматургии, которая проходила у нас под патронажем Театра Наций при поддержке Министерства культуры РФ в рамках программы поддержки театров малых городов России. Участие в лаборатории приняли два коллектива — артисты Национального театра Карелии и Альметьевского государственного татарского драматического театра. Арт-директор театральной лаборатории критик Олег Лоевский отметил, что артисты из Альметьевска — люди искушенные в театральных экспериментах, сам театр интересный, поэтому и общение может стать любопытным для участников и зрителей проекта.

Эскиз с участием артистов из Татарстана назывался «Полина ищет па». Пьесу написала драматург Екатерина Тимофеева, а эскиз подготовила Алессандра Джунтини. Алессандра — итальянка, которую театральная идея привела в Санкт-Петербург, где она окончила Театральную академию в мастерской Вениамина Фильштинского, а стажировалась у Льва Додина.

«Полина ищет па» — пьеса про семейные отношения (остальные три текста тоже про это). Девочка в незнакомом городе ищет незнакомого ей отца, попадает в разные передряги, встречается с разнообразными людьми, которые, несмотря на всю странность, объединяются в том, чтобы помочь подростку найти свои ответы. Всё действие организовано в самом центре Большой сцены театра, конкретно на поворотном круге, здесь же сидят и зрители. Сразу вспоминаешь фразу Вячеслава Полякова, ставшую мемом, из спектакля «Камео»: «Не в каждом театре есть поворотный круг, а у нас он есть!» Поворотный круг работал исправно, и к впечатлениям от показа добавились неожиданное для пространства карусельное укачивание. Трудно представить себе, что актеры выучили такой большой объем текста за несколько репетиций.

Самым первым эскизом спектакля, который показали в рамках Лаборатории по современной драматургии, стало представление по пьесе Татьяны Загдай «Человек в закрытой комнате» в постановке режиссера Дениса Хусниярова. На наш взгляд, это был самый эффектный показ: цельный, эмоциональный, интересный как в режиссерских решениях, так и в актерских работах.

Роуд-муви, короткое путешествие в автомобиле с телом отца (в роли Трупа — Владимир Сотников) заставляет главную героиню Жанну (Людмила Исакова) вспоминать детство, выхватывая из памяти какие-то отцовские привычки, его музыку, его пальто, то как он не любил ее, его алкоголизм и несчастье. Все это детство не отпускает ее до сих пор, несмотря на то, что она уже давно уехала в Москву, живет своей жизнью и, казалось бы, должна была забыть прежние несчастья.

Герои пьесы — свидетели ее прежней жизни Костик (Вячеслав Поляков), соседка (Галина Филюшкина), а также типичные лица нашего времени: патологоанатом, санитар (обе роли исполняет Алексей Белов), полиционерка (Ронья Киннунен), сотрудница крематория (Галина Филюшкина).

Людмила Исакова каждый раз находит точную интонацию, то жалея себя, то своего соседа Костика, находящегося «на условке» (Вячеслав Поляков не только разговаривает, как типичный простодушный гопник, но и находит нюансы в поведении героя), то ненавидит и себя, и Костика, и отца. Простить отца очень трудно, но без этого никак. Попытки примирения героини с жизнью мучительны и жизнеподобны. Так же узнаваемы и другие герои. Несколькими штрихами артисты создают портреты типичных служащих — это жутковато и очень смешно.

В спектакле вообще много юмора, черного в том числе. Частично это связано с линией Трупа, который только в самом начале неподвижно лежит в гробу, а потом вступает в диалог с дочерью, начинает ее троллить, подначивать и подыгрывать ей в разных ситуациях. В один момент это доходит до полного абсурда, когда мертвый отец превращается в мертвую собаку, которую сбивает машина, на которой Жанна с Костиком везут труп на экспертизу.

Денис Хуснияров рассказал, что пьесу поменяли в ходе лаборатории, поэтому вместо положенных пяти дней артисты работали над ней всего четыре дня. На наш взгляд, построить за такое короткое время действие с точными эмоциональными переходами, с нюансами, внятной идеей равнозначно чуду. Хорошо, что иногда оно происходит в театре.

Эскиз спектакля «Егор, ты где?» был показан на малой сцене Национального театра. Пьесу написала Оля Потапова, режиссером выступил Ярослав Рахманин из Санкт-Петербурга. Это пьеса для детей и про детей. Главную роль здесь сыграл Глеб Германов, который сразу оговорился, что ему 26 лет, но он будет играть 9-летнего мальчика. Здесь мальчик Егор тоже отправляется в некое путешествие, чтобы найти свою бабушку. У него есть и мама (Ольга Малинина), и папа (Владимир Елымчев), но они в разводе, буднично ссорятся из-за ерунды, очень скучные. Егор решительно сбегает из дома и попадает в странное пространство, где живут существа, которые очень хотят, чтобы их нашли. Среди существ есть крыса Маруся (Настасья Шум), геолог Костя (Никита Анисимов), хороший человек Юра (Вадим Малинин). Есть даже чей-то страх по имени Ариша (Ксения Коган). Начинается некий квест, где направление для движения указывает швабра Уборщицы (Елизавета Игнатенкова), а помощниками выступают такса Света (Лада Карпова) и ее напарница Ольга (Алина Гришакова). Они дают знать потерявшимся, что их кто-то ищет.

Режиссер эскиза «Егор, где ты?» решительно меняет атмосферу истории, придуманной драматургом. С самого начала он делает ее странной, полутемной, оттягивает развязку. Здесь почти ничего не происходит, действие уходит в слова, превращается в пыль, как те герои, которых никто не хочет искать.

Эскиз спектакля «Дуры мы, дуры» по пьесе Дамира Салимзянова в постановке Виктории Печерниковой из Москвы был показан вообще не на сцене, а в буфете. Удивительно, но близкоконтактная площадка театрального кафе не добавила интимности в происходящее. Формат представления, по мнению одного из зрителей, — женский стендап. Четыре женщины, оказавшиеся в Новый год в одном помещении, делятся историями своего одиночества.

Одну из них (Ольга Портретова) обманывает любимый мужчина, другую (Наталья Алатало) в праздник оставил муж, который раньше приезжал к ней на белом коне. Третья (Олеся Леонтьева) сама почему-то ушла в праздник от мужа (он плакса, что бы это ни значило). Незнакомую девушку (Анастасия Айтман) подруги подобрали в подъезде в костюме Деда Мороза. Проснувшись, она рассказывают свою малоперспективную историю жизни. В спектакле есть и мужские выходы. Роль домашнего жителя, не готового к женскому напористому желанию все устроить, как надо, сыграл Дмитрий Иванов. Его органику особо отметили критики. 17-летний Макар Кузнецов, студент третьего курса Карельского колледжа культуры и искусства, выступил в роли пацана, который приехал разбираться, но все оказалось по понятиям.

Режиссер ставит эскиз спектакля как развернутый анекдот. Здесь нет нюансов, детальной работы над историей каждого героя. Главное здесь — обозначить тему и заставить нас всплакнуть или посмеяться над нелепостью положений, в которых оказываются героини.

«Я очень удивлюсь, если спектакль «Дуры мы, дуры» не появится к Новому году в афише театра», — сказал на обсуждении эскиза актер Национального театра Карелии Никита Анисимов. Его поддержали директор Ирина Шумская и главный режиссер театра Вячеслав Поляков.

Обсуждение после показа эскиза спектакля обнаружило скрытый конфликт, и, как часто бывает, разделило публику на «простого зрителя», который плакал и смеялся, и критиков, которые посоветовали театру выбрать другой путь для постановки этого спектакля.

Театровед Жанна Зарецкая отметила профессионализм актеров, их талант и красоту, что тоже немаловажно для восприятия. Между тем она предостерегла их от «самоигральности» пьесы. Кажется, что режиссеру тут ничего изобретать не надо — всё есть в диалогах и ремарках, но это не вполне так.

«Оказалось, что я ничего не понимаю про этих женщин — кто они и откуда? Театр — это всегда конкретная история. Я могу смотреть спектакль про нефтяников, которые берут пробу грунта в Казахстане. Здесь я не поняла ни что, ни когда, ни с кем это происходит», — сказала Жанна Зарецкая. По ее мнению, если есть аллюзия с советскими «новогодними» картинами, которые многие до сих пор пересматривают в праздник, возможно, стоит покопаться в феномене «хомо советикус». Стоит точнее определить время, в котором живут героини, разобрать их истории.

Вячеслав Поляков, от которого теперь, возможно, и будет зависеть судьба постановки, не согласился с критиком.

«Я сегодня кайфанул, слово «театр» куда-то ушло — все были живые и органичные. Эта история в меня попала. Может, иногда надо играть так, как написано», — сказал главный режиссер театра.

По словам режиссера Алессандры Джунтини, такая пьеса нужна театру, потому что женщины хотят слышать свое горе. «Может, не до конца доделаны роли. Кто-то уловил характер персонажа, а кто-то его понял не до конца. Иногда надо надеть обувь героя и походить в ней», — сказала Алессандра.

Руководитель Лаборатории критик Олег Лоевский сразу обозначил аудиторию, на которую рассчитан спектакль, и сказал, что, да, с ней надо работать. НО, возможно, немного не так.

«Наша основная аудитория, как говорил Миронов, — это женщины добрачного периода, женщины после первого развода и женщины после смерти мужа. Мы должны с ними работать, это та публика, которая платит деньги. Да, можно удовлетворить их запрос так, как вышло сейчас. Но все же хочется глубины. Хочется не бежать вместе с ними, увидеть не то, что они показывают, а то, что происходит с ними на самом деле в такой ситуации. Здесь можно делать комедию, а можно — драму одиночества, которая гасит все веселье», — сказал Олег Лоевский.

По его мнению, лабораторный результат вышел хорошим. Артисты проверили, можно ли идти в эту сторону. Оказалось, что нет, нужно искать другой путь, другой разворот в понимании времени, пространства, человека и при этом не потерять сказку.

Проведение Лаборатории Театра Наций в Петрозаводске — статусное событие для Карелии и очень важная встреча для труппы Национального театра. Труппа театра — молодая, очень активная, ищущая и не боящаяся экспериментов. В каждом показе публика видела хорошие актерские работы, по-новому узнавала знакомых артистов. Надеемся, что в юбилейном 90-м сезоне Национальный театр Карелии даст нам еще много поводов изумляться, гордиться и радоваться открытиям.