Сразу же после первых премьерных показов „Калигулы” стало ясно: новое шестичасовое произведение выдающегося режиссера в зону наших ожиданий
Не потому ли, что мы сами нередко обманываемся в своих ожиданиях?
Или же заблуждается автор спектакля, предлагая нам сложносочиненный текст Камю, в то время когда требуются решения куда более простые и насущные?
И
Если на „Калигуле” этого не происходит — значит, либо метафоры перестали действовать, либо мы не хотим больше испытывать чувство неуютности.
А, кажется, не так давно нас привлекала личность сложная и изнутри конфликтная — одержимая страстью правоты, уходящей на зло. Шекспировские постановки Някрошюса („Гамлет”,'Макбет, „Отелло”) на пороге нового века развернулись к нам трилогией о свободе и демократии, по словам поэта, „опоясанной бурей” и, как подтверждалось на очередном витке истории, защищаемой огнем и мечом. Неизвестно, ставил ли режиссер своей задачей специально открывать современные константы взаимодействия личности с демосом. Пафос шекспировского героя у режиссера был равнозначен свободной стихии природы и вел к нарушению законов куда более общих. Идя до конца в своей любви и ненависти, человек на сцене мог столкнуться с прошлым, замурованным в куб вечной мерзлоты. Или начать играть чужими чувствами над бездной наподобие морской. В любых перипетиях, по Някрошюсу, выходило: лично испытывать
Личность с завышенным счетом к жизни и на пределе собственных сил
Очередное „крушение гуманизма”? Да, но не по Шекспиру и не по Блоку. Спорят, похож ли Миронов в роли Калигулы на известное политическое лицо или он играет собирательный образ человека власти? Я бы сказала, что актер вообще не играет человека со
Партитура, предлагаемая режиссером актеру, сверхреальна. Поведение человека как бы раскладывается на отдельные кадры, на знакомые, „знаковые” образы. По отдельности мы все это вроде бы уже видели в других персонажах Евгения Миронова, от Бумбараша до Ивана Карамазова. Все вместе образует некий неопознанный сплав. По методологии это сходно с тем, что в традиции западной философии называлось опытом креста или перекрестка. К высшему, религиозному знанию о человеке присоединяется знание рациональное.
Ассоциации, которые возникают с первых же минут пребывания Калигулы на сцене, напрямую уводят к „Идиоту”: неизвестно где пропадавший трое суток (число, понятно, символическое) и вот явившийся „пришелец”, правда, не с узелком, а с пустыми чемоданами. Такого Калигулу его подданные и вправду не знают, они еще пребывают в прежней стадии „надежды славы и добра”. Перед нами — и звездный „русский мальчик” в белой рубашечке и одном ботинке на босу ногу. Карту неба за ночь перепишет, а то вдруг начнет из самых благих побуждений раскручивать личный маховик злобы и насилия… С привычного хода рассуждений быстро сбиваешься. Сценические стрелки уже переведены, и роль несется по другим рельсам.
Одна из главных метафор спектакля — НОГИ. Обрубленные ноги манекенов.
В самой природе актера Миронова есть
Одна из изначальных установок режиссера, по всей видимости, состоит в том, что крайне затруднительно „вжиться” в чужую душу (а заодно и поделиться тайнами своей собственной), потому что нельзя вжиться в то, чего до конца не знаешь. Поделиться тем, чего у тебя у самого пока нет. Не выработано и не осмыслено. Евгению Миронову, тяготеющему
Проще всего отмахнуться, не заметить природного сходства явлений (на чем, кстати, и держится метафора), увести действие в „абсурд”. Словцо уж больно заманчивое. Но каким бы, однако, нарушением всех естественных законов жизни ни был кафкианский Грегор Замза,
Но есть
Пожалуй, самые точные и выигрышные моменты актерской игры — как раз там, где персонаж Миронова провоцирует окружающих на добро, на реальный поступок, где он пускает в ход свою особую иронию, за которой так и слышится плотоядное: „Так чего же вы все от меня хотите? Любви или свободы?”
Чего, действительно, от него хотят?
Някрошюс материализует в спектакле то, что мы по привычке называем „коллективным бессознательным”: долгоиграющие, смутные проявления наших желаний. Строительная площадка с триумфальной конструкцией из волнистого серого шифера. Дешево и сердито. Признак остаточной цивилизации. Из того же материала — трон, собачья будка, чемоданы, поэтические „бессмертные таблицы”, которые люди таскают на себе с усердием заключенных… Общий ритм погашен, выровнен. Актерский состав — только фон для выигрышной главной партии. Весь блеск и вся нищета затеянного эксперимента — на совести лидера. Евгений Миронов привычно выполняет эту функцию; он сам лидер своего театрального поколения, а вовсе не смутный объект чужих желаний. Другое дело, что любая „героизация”, даже невольная, оказывается в случае с Камю неприемлемой. И вовсе не псевдоромантические пассажи о недостижимости Луны на небе нас волнуют, а то, как в это небо плюют. Как коллективное бессознательное становится коллективным бессмысленным.
Рядом с Калигулой на сцене —
Тяжелый взгляд Калигулы исподлобья, непристойный жест его правой руки наискосок и вверх посланы не „послушному большинству”, а этим людям, которые еще совсем недавно составляли его золотой улей. Кого он и до сих пор любит, но „странною любовью”… Положит голову на нежную шею Цезонии, в аккурат на бьющуюся жилку, — и та перестанет биться.
Да, от Калигулы, как это ни странно, хотят именно любви! Об этом его прямо спрашивает заговорщик Керея: почему ты не любишь меня?.. „Иррациональное мирочувствование” Камю? Так об этом в свое время писали. По пьесе, Калигула —
В финале спектакля в руках у каждого — сверкающие, слепящие осколки как сияние мирных атомов перед распадом. Фирменный знак режиссера — или же самоцитата на тему большого зеркала, которое так безошибочно объединяло нас в других работах Някрошюса.
Может, нам действительно не под силу сегодня „Дантова точка”?
Точности ради вспомним, что автор написал своего „Калигулу” в 1938 году, в пору полным ходом идущей фашизации Европы. Литература с философией тут были бессильны
„Каждому поколению свойственно считать себя призванным переделать мир. Мое, однако, уже знает, что мир оно не переделает. Но его задача, может быть, более значительна. Она состоит в том, чтобы помешать миру исчезнуть. Получив в наследство занемогшую историю, эпоху упадка людей, смерти богов, взбесившейся техники и исчерпанных идеологий, время, когда посредственные властители могут легко уничтожить все, но уже не в состоянии никого убедить, а интеллигенция опустилась до того, что сделалась служанкой ненависти и подавления, это поколение должно было… хоть частично восстановить в себе и вокруг себя то, что сообщает достоинство жизни и смерти”.
Стоит пойти и посмотреть спектакль Някрошюса о Калигуле, чтобы потом задуматься над смыслом этих слов. Нобелевский лауреат, в конечном счете, поставил воспитание чувства солидарности и неотложность лечения во времена коллективной заразы — выше беспощадного зрения и безграничной свободы познания.
Вопрос остается открытым: чего мы сами хотим…