Top.Mail.Ru
Касса  +7 (495) 629 37 39

Классический любовный треугольник: она – стареющая бизнес – вумен, он – смазливый мальчишка 28-ми лет, его  невеста – беременная студенточка 19-ти лет. Сюжетная канва пьесы  молодой писательницы Ярославы Пулинович проста как дважды два. Темы для ее работ диктует сама жизнь со своими подводными рифами и коллизиями. Задача автора в том, чтобы вывернуть душу своих героев наизнанку, заставить зрителей понять, а принять или отторгнуть  - это дело уже лично каждого.

Героиня спектакля «Театра Наций» «Жанна» (Ингеборга Дапкунайте), питерская премьера которого состоялась 24 мая на новой сцене «Александринского театра», — совсем не идеал: хладнокровная, расчетливая, мстительная владелица сети магазинов привыкла все решать сама за себя, да и за других тоже. Жестокая? Да нет, скорее просто несчастная.  Пронзительно-грустная судьба одной стареющей женщины становится у Ярославы Пулинович историей целого поколения, разбогатевшего в лихие 90-ые.

Блестящая игра несравненной Ингеборги Дапкунайте («Утомлённые солнцем», «Интердевочка», «Распутин») превращает Жанну из абстрактного, своего рода собирательного образа «деловой леди» в почти настоящего реального человека со своими проблемами, несчастьями и страданиями. Со сверкающими от злобы глазами сквозь сцепленные зубы рассказывает Жанна о бросившем ее отце, умершей от рака матери, полуголодном нищем детстве – Дапкунайте  невольно веришь, и становится уже труднее осуждать героиню. На высоте оказалась игра и остальных актеров (Александр Новин, Надежда Лумпина, Андрей Фомин). Каждый из них сумел проникнуться историей своего персонажа, пропустить ее через себя, наполнив театральную постановку подлинной жизнью, реальными, а не изображаемыми чувствами.

Герои спектакля – обычные люди, а местом действия на сцене театра становятся две столичные квартиры. Одна – стильные торшеры, кожаные кресла, роскошная кровать: классическое жилье одинокого успешного  человека, столь же богатое, сколь и неуютное, вторая – съемное жилье молодых людей, безликое и необжитое. Художнику Полине Гришиной, создавшей на сцене интерьер элитного жилья, отлично удалось передать внутренний мир, сущность «железной Жанны» — такой же стильной, красивой и духовно пустой, как и ее дом.

Бесспорно, нельзя не отметить и яркую, органичную работу художника по костюмам Дениса Сазонова. Яркие перья и блестки, в которые то и дело переодевается Жанна и ее подруги, создают атмосферу маскарада, праздника, с которой так не сочетается жесткий тон и самоуверенный вид «железной леди». Костюмы усиливают искусственность происходящего, способствуя раскрытию еще одного качества бизнес-вумен – лицемерия. Жанна фальшива даже перед самой собой – веселится, когда ей грустно, считает себя счастливой, до последнего не понимая, сколь безмерно она одинока на самом деле.

С жанровой точки зрения, «это своего рода трагикомедия, которая переходит в эпическую драму» — как поведала ранее нашим коллегам Ингеборга Дапкунайте. Действительно, спектакль смотрится на одном дыхании, много смешных моментов и комедийных сцен, а герои зачастую вдут себя нелепо, однако глубокие социальные и общечеловеческие проблемы одиночества, любви, дружбы, поднимаемые автором пьесы и своеобразно решаемые режиссером,  не оставляют сомнений в более глубоком и неоднозначном толковании жанра.

Финальной точкой спектакля стал звонок Жанны «влиятельным людям», из которого мы узнаем о ее желании оставить ребенка своего любовника и его невесты у себя, лишив Андрея и Катю родительский прав. Автор еще раз подчеркивает – Жанна уже  не изменится, в ее душе не осталось  ничего, и  свою финальную битву она проиграла. Цена ее успеха — одиночество.