Режиссерская лаборатория по современной драматургии, которую какой уж год проводит Театр Наций при поддержке Министерства культуры РФ в рамках программы поддержки театров малых городов России, добралась до Северодвинска впервые. И, по-началу, казалось, ошиблась адресом. Северодвинский драматический театр — директорский. И директор Алевтина Голубева управляет им уверенно: гос.задание исполняется, гастроли организуются, зарплата актеров — выше всех по области, репертуар разнообразный, много классики. Лабораторию позвали, чтобы заполнить графу «повышение квалификации» (тем более, что обязательной частью ее программы являются занятия с ведущими педагогами по сцен.речи и сцен.движению). А прошла она так, словно театр мечтал о творческой встряске и был готов к любым поискам.
Во-первых, из предложенного широкого списка современных пьес, был сделан очень интересный выбор. И если «Землю Эльзы» Ярославы Пулинович взяли по очевидной причине — к юбилею ведущей актрисы Валентины Иргизновой (50 лет в театре как-никак), то две другие пьесы никак не укладываются в образ крепкого директорского театра, озабоченного прежде всего наполняемостью зала. «Norway.Today» — пьеса швейцарского драматурга Игоря Бауэршимы о знакомстве двух молодых людей на сайте самоубийц, об их встрече офф.лайн и любви, которая спасла им жизнь, основана на реальной истории. И, к сожалению, сегодня в нашей стране проблема подросткового суицида стала остро-злободневной. А пьеса украинки Натальи Ворожбит «Саша, вынеси мусор» (номинант премии «Золотая маска» 2017) — история нереальная: мать и дочь общаются с умершим отцом, который хочет вернуться с того света, чтобы уйти на войну защищать Родину. Но она, конечно, о реальной Истории, о том, что Родина вновь и вновь зовет на свою защиту мужчин, оставляя беззащитными их жен и детей. Оказалось, что директор Алевтина Голубева очень хорошо знает, что нужно зрителям в Северодвинске. На все три показа залы были битком набиты. Причем на каждый эскиз пришла своя публика.
Режиссер Георгий Цнобиладзе (выпускник РГИСИ, мастерская Льва Додина, Санкт-Петербург) мелодраму о любви двух пожилых людей, против которой взбунтовались их взрослые дети («Земля Эльзы» Я. Пулинович) вписал в небольшой репетиционный зал, в котором актеры сидели среди зрителей, общались с ними от имени персонажей, просили подсобить, если что, вовлекали их в атмосферу близкого соседства, непосредственного участия в событиях. И получилась история не столько о любви, сколько о способности понять человека, на тебя не похожего, простить ему счастье, тобою не испытанное. Причем не только персонажами, но и зрителями-«соседями». Героиней эскиза стала Валентина Иргизнова в роли Эльзы — неожиданная дама на острых каблучках посреди далекой деревни, непостижимым образом сохранявшая в себе десятки лет память детства в счастливой семье русских немцев, потом депортированных в Сибирь.
Алессандра Джунтини (выпускница РГИСИ, мастерская Вениамина Фильштинского, Санкт-Петербург) выбрала низкое пространство под вращающимся сценическим кругом местом мистических встреч умершего отца — отставного полковника Саши — с его женой Катей и дочерью Оксаной. Обычно постановщики пьесы Натальи Ворожбит «Саша, вынеси мусор» принимают одну из сторон спора: либо поддерживают отца, следующего законам воинской чести и рвущегося воевать за Родину, либо — женскую половину семьи, его на войну не пускающую, вынужденную голодать-холодать и без мужской помощи растить детей. Режиссер Джунтини ни на чью сторону встать не захотела, отнеслась к героям по-доброму, с верой в искренность их намерений, и с легкой иронией к их бесконечным громким спорам, похожим больше на скрытые признания в любви. Свое отношение она материализовала в двух женщинах в украинских одеждах, которые мягко комментируют зрителям события, зачитывая авторские ремарки. Эскиз начисто был лишен пафоса, зрители смехом откликались на реплики героев, которые был отделялись от них только прозрачной защитной сеткой — призрачной границей между войной и миром. Ненавязчивым напоминанием о том, что пока мы готовим мирный семейный обед, совсем поблизости готовят поминальную тризну.
Событием же лаборатории стал эскиз режиссера Дмитрия Акриша (студент выпускного курса ГИТИСа, мастерская Леонида Хейфеца, Москва) по пьесе «Norway. Today» Игоря Бауэршимы. Пожалуй, он получился самым несовершенным из трех показанных. Виной тому простительная неопытность — для Акриша лаборатория в Северодвинске была дебютной. И главная его ошибка в том, что за отведенные четыре дня репетиций он постарался поставить законченный спектакль. Не просто нащупать способ существования актеров, но заставить их исполнять сложный пластический (порой акробатический) рисунок. Не определить основной конфликт и вектор его развития, а рассказать историю со многими сюжетными ответвлениями. Наметить не только жанр будущего спектакля, но и насытить показ множеством постановочных приемов. Эскиз получился сырым, с техническими накладками. Но, при всем при этом, пронзительно трагическим. Акриш практически переписал пьесу, добавив к дуэту юных самоубийц и их родителей, и доктора, пытавшегося жестокими методами лечить их от тяги к суициду. Мир взрослых враждебен: либо равнодушен к душевным метаниям детей, либо жесток, либо их не понимает. Это мир виноватых. И в таком мире счастливого финала, как в пьесе, быть не может. Полюбив друг друга, дети отказываются от него еще решительней. Главное достоинство работы Акриша в том, как он сумел заразить своим замыслом артистов, с какой истовой отчаянностью самые молодые актеры труппы — Мария Несговорова (Юля) и Павел Варенцов (Август) бросились его исполнять: и проделывая рискованные трюки, и пропуская через себя ток высокого напряжения трагедии своих героев.
Жарких споров на обсуждениях после показов не случилось. Зрители однозначно поддержали все три эскиза и проголосовали за то, чтобы театр довел их до полноценных премьер. Директор Алевтина Голубева признавалась, что никак не ожидала, насколько интересный, зрелищный и серьезный итог может получится за четыре-пять дней репетиций, что ей предстоит не простой выбор: что же из увиденного оставить в репертуаре, или найти средства продолжить все три работы. Одно решение она приняла твердо: опыт режиссерской лаборатории в ее театре прошел успешно, и его непременно нужно будет повторить.