Театр Наций привез столичные спектакли и лабораторию в отдаленный якутский Мирный
Театр Наций запустил новый региональный проект, получивший название «Театр Наций FEST…». Эта программа рассчитана на проведение гастролей и лабораторий в разных частях страны. Первой точкой остановки стал город Мирный в Якутии, куда отправился корреспондент ТеатрALL.
В городе Мирный приняты устойчивые выражения, касающиеся всей остальной России: «на материке», «с материка», «с континента» и так далее. Это во многом характеризует природу города, выстроенного вокруг самого крупного на Земле алмазодобывающего карьера «Мир», заметного даже со спутника — из космоса Мирный, собственно, выглядит как небольшой поселок с примерно равным ему по величине кратером карьера. В этом городе до сих пор заметны масштабные следы социалистической эпохи и некоторой патриархальности, с этой эпохой связанной — так, замки на дверях здесь начали появляться совсем недавно. Маленький город, задуманный как ударная коммунистическая стройка, во многом до сих пор сохранил эту закваску.
Гастрольный блок фестиваля прошёл с 4 по 6 октября: мирнинские зрители увидели «Fарс-мажорный концерт для драматических актёров и оркестра» и визитную карточку Театра Наций – спектакль «Рассказы Шукшина» в постановке Алвиса Херманиса. Так же худрук театра Евгений Миронов и актриса Чулпан Хаматова провели творческий вечер, во время которого рассказали о работе, творчестве и благотворительных фондах, участниками которых они являются. Для маленького города населением 35 тысяч человек это стало крупным событием. Отрезанный от основного континента Мирный, добраться до которого можно только самолётом, отрезан так же и от современных театральных тенденций, поэтому оба спектакля стали достаточно неожиданными для публики. «Fарс-мажорный концерт», никак не провоцирующий формой и содержанием столичного зрителя, вызвал в Мирном волну противоречий и обсуждений.
Однако самым новым и непривычным явлением как для публики, так и для самого мирнинского театра (в труппе которого работает всего 13 человек) стала лабораторная работа, представленная в рамках выезда. С Режиссёр Вячеслав Тыщук и драматург Полина Бородина познакомили мирнинскую публику и артистов с жанром «городской вербатим»: они сделали большое количество интервью с жителями города и смонтировали из них документальную пьесу «Мирный». Это была с самого начала рискованная затея: внутри маленького города, где практически все знают друг друга и живут по собственным правилам и законам, эффект зеркала мог сработать не самым приятным образом. Тыщук в своей постановке ушёл от напрашивающегося жанра «читки» и смонтировал полноценный спектакль, в котором режиссер занял позицию не смотрящего со стороны, а наблюдателя вовлеченного, имеющего свою точку зрения на те или иные описываемые ситуации.
Сама же пьеса рассказывает о конкретных людях, о городе, о его истории, которая берет начало в 50-х годах прошлого века, когда первые алмазодобытчики селились здесь в палатках и начинали строить новый посёлок, ставший впоследствии главным алмазным городом России.
Для авторов спектакля лаборатория также стала совершенно новым опытом. «Обычно когда режиссер делает спектакль, - рассказывает Тыщук, – у него есть какая-то литературная основа, то есть пьеса с ее драматургией. В нашем случае такой основы не было. И вот когда делается спектакль, режиссер с актерами анализирует эту пьесу: события, которые в ней происходят, обстоятельства, которые эти события окружают, героев, то есть так называемую структуру этой истории. В нашем проекте мы так же как к пьесе отнеслись к самому городу, а к его жителям как к героям нашей истории. То есть мы попытались проанализировать сам город и его структуру, понять на каких смыслах он стоит и какие места эти смыслы отражают».
В итоге получился спектакль, находящийся в живом диалоге с публикой. И это не красивое определение, а сухая констатация: постановка начала очевидно «срабатывать», когда в зале появились зрители и начали тихонько шептаться, узнавая в героях своих знакомых или себя самих. После премьеры к команде спектакля с благодарностью подошёл шахтёр-музыкант, история которого занимает большую часть постановки. Зрители в зале периодически указывают пальцем на того человека, монолог которого доносится со сцены. Эффект узнавания стал своеобразным центром премьерного спектакля.
По плану, эта постановка должна остаться в репертуаре мирнинсткого театра, а уже сейчас начал работать над второй премьерой режиссёр Павел Зобнин, приехавший в Мирный, чтобы поставить спектакль об истории города. Драматическим материалом послужит пьеса «Колыбел ьная для экскаватора», написанТюжиным также на основе интервью с жителями города. Премьера запланирована на 21 ноября.