Top.Mail.Ru
Касса  +7 (495) 629 37 39
„Рассказы Шукшина”: латвийский режиссер Алвис Херманис снова представляет в Вене театр, который согревает сердца.
„Помнит ли его вообще кто-нибудь?” возражали артисты московского Театра Наций. Однако потом, к счастью, они позволили режиссеру уговорить себя. Вместе с ним они поехали на родину Василия Шукшина в сибирское село Сростки, чтобы пообщаться и побеседовать с деревенскими жителями. Фотограф Моника Пормале сделала много портретных и пейзажных снимков. Они-то и стали фоном, театральным задником для спектакля Алвиса Херманиса „Рассказы Шукшина”, который гастролирует в рамках фестиваля в Музейном квартале. Херманис, латыш по национальности, половина жизни которого пришлась на время существования Советского Союза, возродил к новой жизни паноптикум советского писателя. В 60-70-ые гг. Шукшина в СССР знал каждый ребенок. Писатель и кинорежиссер был народным героем, его рассказы и истории из повседневной жизни были предметом изучения в школе. Восемь их них Херманис и перенес на сцену. Во всех речь идет о любви. О страсти и утрате. Вот, например, крестьянин, который дарит своей жене сапожки, уместные для городской жительницы. Они, правда, не подходят ей по размеру, но, несмотря на это он вознаграждается ночью, полной секса. А вот обманутый муж, который не изменнице-жене или любовнику, а самому себе отрубает топором два пальца. Или еще фабричный рабочий, который покупает дорогостоящий микроскоп, чтобы стать ученым. Конечно, его старуха относит покупку обратно. Всегда, всегда всеми делами в доме заправляют женщины…
Поэзия
Некоторые относят спектакли Херманиса к реалистическим. Этот меньше всего является таковым. Это клоунада со слезами, с плачем. Это поэзия, пантомима, фарс с налетом детского озорства. Занятым в спектакле восьми актерам (каждый из которых играет по десять и более ролей) Херманис предопределил своеобразный стиль игры (какое-то подобие Лёвингер-стилю), который больше подошел бы фигурам искусства резьбы по дереву. Тем больший эффект достигается, когда этот стиль ломается, когда актеры показывают страдания души человеческой.
Все актеры, а прежде всего восходящие звезды русского театра Чулпан Хаматова и Евгений Миронов, тоскуют, спорят, поют, танцуют и музицируют, да так, что доставляют истинную радость. Они не только погружаются в свои роли, но параллельно в качестве представителей деревенской общественности, подслушивая, сплетничая, лузгая семечки, поясняют развитие сюжета и помогают проникнуть в суть его.
Ничего больше и не требуется. Никакой дорогостоящей техники, никаких подыгрывающих видео, ничего, что позволяло бы поднимать, крутить или опускать сцену. Только дощатый пол, деревянная скамья, да пара рабочих сцены. И театральное сердце, такое большое и теплое, как сердце Алвиса Херманиса. Тогда театр становится великим и согревающим сердцем.
Итог: слезы печали & счастья
Автор Василий Шукшин (1929-1974) принадлежал к ведущим художникам Советского Союза. Музей кино показывает его фильмы, начиная с 22.05.
Постановка Херманиса
Его режиссура всегда преисполнена любви, никогда не скучна и не перегружена. Спектакли этого латыша можно посмотреть в этом году также на фестивале в Зальцбурге и в Бургтеатре.