Роль хитроумного идальго исполняет Народная артистка России Лия Ахеджакова. Ее героиня отчаянно борется с захватившим остров
Москва,
Для Театра наций „Чирко Амбуланте” — в переводе „Бродячий цирк” — стал уже третьей премьерой в этом сезоне. Подготовка спектакля проходила параллельно с ремонтом здания. Реконструкция исторической сцены завершилась лишь несколько месяцев назад. „Долго не было плана, и это тоже повлияло на скорость создания декораций и выпуска спектакля”, — вспоминает режиссер, автор сценария Андрей Могучий.
Декорациями к спектаклю стали заводские трубы. По ходу действия они превращаются в цех мясокомбината, ванную комнату и городскую площадь. Каждым из трансформеров управляет специально обученный человек. По словам художника, автора сценария Максима Исаева, монтировщиков пришлось обучать ровно столько же, сколько и артистов.
Современный Дон Кихот — бывший металлург Антон, в отличие от персонажа Сервантеса борется не с ветряными мельницами, а с огнем доменных печей. Но 20 лет он прикован к постели. Побороть недуг заставляет ненависть к действующему режиму. Исполнитель роли Антона, Народный артист России Альберт Филозов признается, что „этот человек, который умеет наказывать зло, для него совершенно неведомый”. „Я никогда ничего подобного не играл, мне это интересно”, — говорит артист.
Действие спектакля происходит на неопределенном острове. Его населением безраздельно правит
Атмосферу цирка воссоздают
Победить злодея Антону не удается, и доспехи Дон Кихота переходят к его жене. Эту роль играет Народная артистка России Лия Ахеджакова. От творческого процесса она получила огромное удовольствие. Приглашенного режиссера и его команду актриса называет не просто единомышленниками, а людьми с одной группой крови. „Я чувствую ответственность перед прелестью этой роли! Здесь фантастическая любовь двух старых людей (назовем вещи своими именами), которую они пронесли фактически через всю жизнь. Это еще и человеческая трагедия”, — говорит исполнительница роли Марии, Народная артистка России Лия Ахеджакова.
Отчасти это спектакль о советском прошлом. Однако в нем легко угадываются и проблемы современной России. И квартирный вопрос, и отношение к сексуальным меньшинствам, и насаждаемый культ жестокости. Впрочем, отчетливее остальных проступает все тот же политический подтекст. Добро побеждает зло, и траурные мотивы сменяются мажорными нотками. Расправа с диктатором показана нарочито натуралистично.
„Нам было необходимо, чтобы главная героиня совершила настолько безумный донкихотский поступок, который сложно себе даже вообразить. Что может быть более абсурдно, чем отрезать яйца главному человеку острова, которого мы называем
На коммерческий успех авторы постановки не рассчитывают. В оценке спектакля зрители резко расходятся. Одни в спешке выходят из зала, другие — напротив, делятся восторженными отзывами. В затруднении и сам режиссер. Постичь природу донкихотства Андрей Могучий пытается уже во второй раз. Пока сформулировал лишь одно — одиночкам, пусть и безумным, он доверяет гораздо больше, чем бесконтрольной толпе.