«Ходжа Насреддин» — первый опыт театра в жанре кукольных постановок и театральный дебют Бекмамбетова. Почему постановку называют одной из самых ожидаемых в этом сезоне?
Расходятся решетчатые ажурные створки. На сцене оживают улочки средневекового азиатского города, пестрый восточный базар, дворец эмира Тимура. В какой-то момент забываешь, что спектакль кукольный. Герои говорят голосами Константина Хабенского, Евгения Миронова, Чулпан Хаматовой, Виктора Вержбицкого, Игоря Золотовицкого, Елизаветы Боярской и Инги Оболдиной.
Для Бекмамбетова, который долго жил в Ташкенте, Ходжа — герой из юности. Изначально режиссер задумывал драматический спектакль для большой сцены со звездным актерским составом. Но пандемия внесла коррективы. Репетиции в Zoom не спасали. Все актеры, да и сам Бекмамбетов, крайне загружены. Поэтому возникла идея кукольной постановки. Ставил вместе со своей племянницей, известным кукольным режиссером Анной Викторовой. Бекмамбетов видел много спектаклей Резо Габриадзе, и «Ходжа Насреддин» во многом посвящение этому мастеру.
Тимур Бекмамбетов, режиссер, продюсер: «Это, на самом деле, еще и правильное творческое решение для спектакля, потому что та наивность, которую приносит с собой сам кукольный формат, лучше позволяет рассказать эту историю. Стать детьми в традиционном спектакле зрителю гораздо труднее, чем в кукольном. В кукольном легче поверить во все эти небылицы Ходжи Насреддина. Мне кажется, что этого персонажа очень-очень не хватает, особенно сегодня. Очень велико напряжение, все перепуталось, все друг с другом поссорились. Это происходит только потому, что мы не в состоянии открыться, пошутить, улыбнуться, прокричать «кукареку» и стать свободными людьми, способными слышать друг друга, понимать друг друга, творить, вернуться в то состояние, кем мы были, когда были детьми».
Повествование ведется от лица Ишака, порхающего ушами, как бабочка. Он рассказывает, как его покупает, спасая от смерти, сказочник и плут Ходжа, оба отправляются в увлекательное путешествие, шагая по движущемуся подиуму. Вентиляционная машина разбрасывает по сцене лепестки и пески, куклы рассыпают рис и зажигают на небе звезды. Завораживающая картинка. Ходжа говорит с Ишаком о свободе, пути, цели, мечтах. Каждая фраза подобна афоризму. Комментирует озвучивающий Ишака художественный руководитель Театра наций Евгений Миронов:
Евгений Миронов, художественный руководитель Театра наций: «Я не должен был вообще играть эту роль. На нее был назначен другой артист, когда мы собирались драматический спектакль играть, но в итоге Тимур говорит: «Мне кажется, ты Ишак». Я как драматический артист отнесся к этому очень серьезно. Стал думать о том, кто такой Ишак. Ишак — это герой, который привык жить в определенных обстоятельствах и понимает, что это его судьба. А дальше, после встречи с Ходжой, стал понимать, что нет, не обстоятельства твоя судьба, а ты хозяин своей судьбы. Это история учителя и ученика. Ишак непосредственный, сначала не хочет ломать свой стереотип, несмотря на то, что чуть не умер в этих жизненных обстоятельствах. Трудно привыкать, когда ты сам распоряжаешься собой, когда ты внутренне свободен. Работа очень большая, тяжелая. Эта работа проходит на протяжении всего спектакля с этими новеллами. В конце спектакля он сам становится учителем».
Постановка будет понятна и детям, и взрослым. Последние найдут в ней куда больше смыслов. Играют в малом зале, поэтому мест в целом немного при любой рассадке. Критики недаром заранее окрестили «Ходжу» бестселлером: на премьерные февральские и мартовские показы билетов давно нет. На сайте театра можно сделать предзаказ.