Top.Mail.Ru
Касса  +7 (495) 629 37 39

«ПРОБУЖДЕНИЕ ВЕСНЫ» В НОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ ТЕАТРА НАЦИЙ
Итальянский режиссер Маттео Спьяцци, часто работающий в жанре комедии дель арте, свой новый спектакль представил в совершенно ином жанре. Его можно определить как «реалистический гротеск»: соединение психологического театра с видео артом и инсталляцией.

История взросления трёх главных героев пьесы Ведекинда – Морица, Вендлы и Мельхиора – рассказывается с помощью новых технологий. Экран планшета или смартфона служит проводником одновременно в их внутренний и внешний мир.

В «Пробуждении весны» режиссёр вместе с актёрами буквально исследуют природу взросления, которая несёт в себе инерционную силу жизни и равное ей стремление к смерти, самосозидание и саморазрушение. Эксперимент по препарированию подросткового возраста проводится будто в другом измерении, которым, по представлению режиссёра, и является сам период взросления. Эффект выпадения из привычной системы координат возникает и за счёт условности сценического пространства с огромным белым полотнищем экрана и квадратом сырой земли, который и есть сценическая площадка. И, конечно, за счет света: холодные цвета светодиодных ламп, словно ростки пробивающихся из земли первоцветов, весь спектакль «разрезают» окружающую героев тьму. Эта тьма и есть путь к себе, пройти который для подростков – самое сложное. Этот свет – одна из главных метафор просыпающейся природы, ее импульсов, которые полностью поглотят героев.

Мельхиор (Василий Бриченко/Данила Гнидо), Мориц (Марк Вдовин/Игорь Бычков), Вендла (Елена Дементьева/Анастасия Шумилкина) поочередно появляются, словно ниоткуда, ступая по сырой земле, которая вдруг перестала давать им ощущение опоры. Они говорят всегда с ощущением, что собеседник, которого они мучительно ищут и друг в друге, и в родителях, возникающих только режиме он-лайн, их не слышит или не способен понять. Без пяти минут взрослых героев по-прежнему заботит объём заданных уроков, подготовка к завтрашнему сочинению, реакция родителей на успеваемость. Но что-то в самом восприятии для каждого из них уже изменилось. Учеба стала давить, тем более что в колоссальном объёме школьных знаний нет ответа и на малую часть тех вопросов, которые их беспокоят. Взрослые, тем не менее, по-прежнему общаются с ними как с неразумными детьми, не замечая никаких изменений.

Пробуждение сексуальности, первые серьёзные чувства, желание узнать нечто, без чего, кажется, уже невозможно жить, вызывает в героях любопытство, страх, отчаяние. Но самое страшное, с чем они сталкиваются, это стыд. Все, что они хотят узнать о себе, о том самом «пробуждении весны», находится во власти стыда. И стыд – это не личное чувство, а общественная ловушка, набор правил и ограничений. Именно с вопроса, который Мориц задаёт своему другу, начинается спектакль Маттео Спьяцци: «Мельхиор, а ты не думаешь, что стыдливость в человеке – это только следствие воспитания?»


«Можно ли уничтожить твою истинную природу?!», – загорается надпись на экране, ниже QR -код, по которому считывается вся информация об объекте. Сегодня подросткам доступно в тысячи раз больше информации, чем героям Ведекинда. Но и ни ее вседоступность, ни выход в мир с любого гаджета не дает ровным счетом ничего, говорит в своем спектакле Маттео Спьяцци. Главное – личный опыт, то, о чем с нами говорят наедине. Человека может спасти только человек. 

«Гаджетирования» в спектакле много, но, по сути, режиссер не делает смыслового акцента на технологиях. Они образно, визуально дополняют сюжет, а вопросы, которые волновали подростков столетие назад, и сегодня остались прежними. Они все так же боятся переводных экзаменов, сетуют на то, что живут как будто ради оценок, а на самом деле задаются вопросами о смысле жизни: «Зачем мы здесь?» Они размышляют над «Фаустом», а родители говорят, что «это ещё рано читать». И между тем таинственный человек в маске, которому Франк Ведекинд посвятил свою пьесу, уже рядом. В спектакле он присутствует с самого начала как незаметный участник всех событий.

Изменившееся восприятие реальности и страшный финал, к которому приходит каждый из героев, не справившись со своей «весной», авторы спектакля инсталлируют как трагедию распада, находя визуальные метафоры духовного и материального увядания человеческой природы. При этом текст «Пробуждения весны» претерпевает изменения за счёт добавленных маркёров времени, как скайп, чат в социальных сетях, но становится в результате только объёмнее и больше располагает к диалогу с современным зрителем, который не мыслит своей жизни без смартфона.