Критики и режиссер — об отношениях Роберта Уилсона и российской публики
Сегодня Театр Наций представит главную премьеру сезона — «Сказки Пушкина» в постановке великого Роберта Уилсона. ТеатрAll спросил у трех критиков и одного режиссера, как Уилсона принимали в России 17 лет назад — и как его примут сейчас.
Марина Давыдова
Критик, арт-директор международных фестивалей NET и Wiener Festwochen
В 1998 году, когда в Москву, на Чеховский фестиваль впервые приехал спектакль Роберта Уилсона, российский театр еще не был интегрирован в мировое пространство так, как сегодня. И вот что странно — эта изоляция не была обусловлена политически. Скорее это была сила инерции. Даже среди специалистов далеко не все понимали, кто такой Уилсон. Некоторые просто знали фамилию, некоторые не слышали вообще ничего. Помню, как одна уважаемая театроведша спрашивала другую: а вот Уилсон приезжает, надо ли идти? Чеховский фестиваль был едва ли не единственным окном в мир. Это сейчас его программа состоит из высококлассного энтертеймента, а тогда фестиваль занимался просвещением. Вот только до Уилсона главным украшением программы были спектакли мэтров — Джорджо Стрелера, Питера Брука, Петера Штайна — которые соответствовали российскому представлению о качественном театре. А все, что делал Уилсон, было поперек наших ожиданий. Его обвиняли в холодности: будто бы в его спектаклях некому сопереживать. Уилсон действительно не дает зрителю такой возможности — ассоциировать себя с персонажем, но у него просто нет такой задачи. В то время еще не было идеи, что существует театр с другими законами восприятия. Критика владела только теми инструментами анализа, которые пригодны, скажем, для театра Георгия Товстоногова, но совершенно бесполезны в разговоре об Уилсоне.
В 2001 году Роберт Уилсон вернулся в Москву со спектаклем «Игра снов» (на фото).
Алена Карась
Критик, преподаватель ГИТИС
Театроведческий факультет ГИТИСа давно знал Роберта Уилсона по видеозаписям и фанател от него, главным образом от его знаменитого оперного спектакля «Эйнштейн на пляже». Когда Чеховский фестиваль объявил об участии Уилсона, по Москве пошел шорох — на показах «Персефоны» зал МХТ был набит битком. В то время люди театра ощущали потребность в обновлении языка. В России уже знали мировой театральный контекст — например, Пина Бауш с балетом «Гвоздики» была в Москве за 10 лет до Уилсона. И все же до «Персефоны» такого экстремального, эстетически безукоризненного, медитативного театра публика еще не видела. Не могу сказать, что зрители Чеховского фестиваля безоговорочно приняли Уилсона. Но он оказал огромное влияние на целое поколение российских режиссеров, в первую очередь — на визуальный стиль. Вот, например, Филипп Григорьян: Уилсон для него — абсолютный гуру.
Премьера «Мадам Баттерфляй» вышла в Парижской опере в 1993 году. С тех пор Уилсон восстанавливал спектакль несколько раз, в том числе — в Большом театре.
Дмитрий Ренанский
Критик, заместитель главного режиссера Новой сцены Александринского театра
Уилсон — не только один из крупнейших драматических режиссеров, но и весьма значительная фигура на мировой оперной сцене. Сейчас, в преддверии премьеры «Сказок Пушкина» в Театре Наций, можно услышать, что Уилсон впервые работает в России — однако в 2005 году он уже выпустил в Большом театре оперу Джакомо Пуччини «Мадам Баттерфляй». Просто для драматических театров — как сейчас для Театра Наций — он делает эксклюзивные постановки, а в опере тиражирует несколько спектаклей. Иметь один из них в репертуаре — значит войти в высшую лигу оперных домов мира. В начале нулевых гендиректор Анатолий Иксанов, главный дирижер Александр Ведерников и начальник отдела перспективного планирования Вадим Журавлев собирали в Большом театре лучших режиссеров: благодаря этой команде здесь работали Грэм Вик, Франц Конвичный, Дэвид Паунтни. Уилсон был козырным тузом в этой колоде. То, что Большому театру удалось реализовать этот проект, говорило о высочайшем художественном и техническом уровне команды. Сегодня трудно представить, чтобы Большой или Мариинский театр, с их нынешним руководством, выпустили что-то подобное. Хорошо, что на это отважился Театр Наций.
В 2013 году Уилсон показал на московском фестивале Solo спектакль «Последняя лента Крэппа», в котором сам сыграл единственную роль.
Филипп Григорьян
Режиссер, художник
У каждого театрального города должен быть свой Уилсон. И то, что в Москве выходит его оригинальная постановка — это какая-то кульминация всей театральной движухи последних лет. Театр закрыт и работает на износ два месяца. Невероятные усилия, труд огромного количества людей, тонны декораций. На сцене при этом пусто, и если у зрителя нет определенной оптики, то можно и не увидеть того, на что потрачены силы. Я волнуюсь, если честно. Два года назад на фестивале «Соло» Уилсон играл свой моноспектакль «Последняя лента Крэппа» — и я видел в зале перед собой надменные и недоумевающие обкомовские затылки. И это сегодня! Представляю, как это было в конце девяностых-начале нулевых, когда его постановки приезжали на гастроли. При том что это, конечно, буржуазное и коммерческое искусство, которое должно нравится. Традиционная черная икра от авангарда. Конечно, театр Уилсона далек от русской психологической школы, он как бы вообще на другом полюсе. Актер существует в жестком и сухом рисунке. При этом нельзя сказать, что он не может себя в нем проявить, наоборот — несмотря на весь постановочный холод, главным блюдом в этом театре оказывается юмор и теплота. Это нежная и трогательная клоунада под толстым слоем закаленного ментолового стекла.