Top.Mail.Ru
Касса  +7 (495) 629 37 39
В стерильном стеклянном боксе крупной транснациональной компании встречаются четверо претендентов на должность топ-менеджера. Но вместо обычного собеседования им предлагают странную игру. Невидимое начальство выдает кандидатам задания одно другого нелепее и подозрительнее. То их обряжают в шутовские шляпы клоунов и священников, то заставляют вытаскивать на всеобщее обсуждение интимные тайны, то проверяют на толерантность к представителям сексуальных меньшинств. По ходу дела выясняется, что кто-то из четверых — засланный казачок, и остальным нужно определить, кто именно. Впрочем, who is who в этом квартете, будет непонятно до самого конца. Тут любого можно заподозрить в обмане, у каждого в рукаве есть крапленые карты, и каждый готов пройти по головам конкурентов, чтобы заполучить вожделенную должность.

Пьеса испанского драматурга Жорди Гальсерана по жанру представляет собой смесь интеллектуального триллера и психологического детектива. И хотя все действие происходит в четырех стенах (выход за пределы комнаты для соискателей равносилен выходу из игры), вещь эта очень кинематографичная: в ней очень важны крупные планы, и напряжение не отпускает зрителей до последней минуты. Неудивительно, что спустя всего два года после публикации пьесы, в 2003 году, вышел фильм „Метод”, получивший приз „Гойя” за лучший сценарий. В театре хорошие образцы этого жанра встречаются довольно редко, поэтому спектакль Театра наций, скорее всего, будет иметь успех. Ведь ниша качественных, умных развлечений у нас практически пуста.

Конечно, спектакль Явора Гырдева — это нечто большее, чем просто развлечение. Здесь есть и сатира на современную корпоративную культуру, где за невинными на первый взгляд тренингами и тестами скрываются почти фашистские в своей изощренности манипуляции с человеческим сознанием. Есть и элементы театра абсурда: в какой-то момент, когда один из героев оказывается заперт в темном кабинете на одиннадцатом этаже, которого, как ему сообщает по телефону вахтер, в этом здании вообще нет, по спине пробегают мурашки. Но ни на социальную критику, ни на абсурдность происходящего упор не делается — режиссер сосредоточен на интриге. Казалось бы, после мастерских стилизаций Явора Гырдева (фильма „Дзифт”, снятого в традициях неонуара, и спектакля „Калигула”, где римские патриции щеголяли в нацистских плащах) от режиссера можно было бы ожидать каких-то формальных изысков. Но новая постановка Гырдева оказалась внешне проста и безыскусна: на этот раз режиссер-формалист решил отказаться от каких бы то ни было интерпретаций и предпочел „умереть в актерах”.

Виктория Толстоганова, Сергей Чонишвили, Игорь Гордин и начинающий Максим Линников здесь и впрямь хороши. Самая смешная роль у Гордина. Он играет нервозного, закомплексованного очкарика, туго соображающего, но по-своему милого. Благодаря этому персонажу публика первую часть спектакля безудержно хохочет, зато ближе к финалу герой Сергея Чонишвили заставит зрителей попереживать. Внешне хамоватый и циничный, за своей агрессивностью он пытается скрыть слабость и неуверенность. А более мягкие и гуманные, казалось бы, „коллеги” оказываются, наоборот, безжалостными хищниками, способными играючи откусить другому голову. Мысль об акулах капитализма проиллюстрирована в спектакле буквально — в виде огромной заформалиненной рыбины, повторяющей знаменитую работу британского художника Дэмиена Херста, проданную за баснословные деньги и вызвавшую множество споров об истинной ценности такого рода искусства.

В спектакле история этого арт-объекта, неслучайно пропечатанная в программке, работает и на другую идею: наша цена зависит от того, как мы себя подадим, как сыграем свою роль. Мы все не то, чем кажемся. Вот, по сути, главная мысль постановки. Современное общество навязывает нам маски, которые мы с удовольствием носим, отказываясь от самих себя. Мы стараемся казаться такими, какими нас хотят видеть, и забываем, кто мы на самом деле. Мы участвуем в большом реалити-шоу, в игре на выживание. И победит в нем тот, кто Версия для печати
Вставить в блог
лучше умеет лгать.