Лауреат ММКФ-2008 за свой первый и пока единственный фильм „Дзифт”, Явор Гырдев родился и вырос в социалистической Болгарии. Русский язык — вместе со множеством других — выучил еще в школе. В Софийской академии театра и кино осваивал профессию режиссера, а в университете — философию. Семь лет назад Гырдев первым познакомил нас с пьесами Мартина Макдонаха, показав в Москве спектакль „Человек-подушка”: за тонкой прозрачной стеной следователи, наплевав на презумпцию невиновности, избивали ни в чем не повинного человека так правдоподобно, что зрителям стоило большого труда не вмешаться и не разбить проклятую стену.
Прошлой весной, получив приглашение от Театра наций, Гырдев выпустил с русскими актерами спектакль „Метод Гренхольма” по пьесе испанца Жорди Гальсерана. Процедура собеседования при приеме на работу в этом спектакле походила на изощренную психологическую пытку, а весь современный менеджмент с его системой отбора кадров представлялся новой формой тирании. Для своей второй московской постановки Гырдев выбрал пьесу малоизвестного у нас драматурга Трейси Леттса „Киллер Джо”. Одноименный фильм по сценарию автора сейчас снимается в Голливуде с Мэтью Макконахи и Джиной Гершон.
Мартин Макдонах, потом Жорди Гальсеран, теперь Трейси Леттс — вы продолжаете открывать для России новых драматургов.
Леттс — один из родоначальников течения
Вы уже почти год в Москве, есть
Я прожил тут всего лишь пять месяцев и не скажу, что мне уже все ясно в смысле российского культурного контекста. Но одно принципиальное отличие бесспорно: ваша публика северная, наша — южная, вы зря улыбаетесь — это сильно сказывается на устойчивости восприятия. Я вообще думаю, что театр — искусство северных стран. Искусством южных стран он был во времена Древней Греции, поскольку северные страны в то время были малообитаемы. Это интуитивная теория, возникшая на основе моих наблюдений за публикой, но я убежден: в современном мире театр расцветает там, где мало солнца. Люди ищут спасения от тьмы в искусстве.
В таком случае у России большое театральное будущее.
Россия вообще особый случай, здесь люди ходят в театр гораздо чаще, чем в любой европейской стране. Такого больше нигде не найдешь. Кроме, может быть, Израиля. Скажем, в Стамбуле (я в Турции тоже ставил) живет около
Про ваш спектакль „Метод Гренхольма” некоторые тоже писали, что это отлично сделанный коммерческий спектакль.
Все зависит от стандартов. Если считать коммерческой любую остросюжетную пьесу, то можно сказать и так. Но вообще, разницу между коммерческим и некоммерческим театром сейчас не так легко определить — меня это занимает, поскольку я интересуюсь взаимодействием
Вы предпочитаете триллеры, потому что этот жанр на стыке высокого и низкого?
Я не всегда ставлю триллеры — вспомните хотя бы мой спектакль „Калигула” (в
В этой пьесе сын с отцом решают убить мать и нанимают полицейского, который подрабатывает наемным убийцей,- неплохое этическое измерение. ..
На самом деле эта пьеса о том, совместима ли глупость с моралью. Когда мы говорим о совести, речь обычно идет о возвышенных персонажах, у которых есть четкая мораль или религиозное сознание. А как насчет тупых? В „Киллере Джо” действуют персонажи, у которых нет ни интеллектуальных, ни духовных сил, чтобы осознать и искупить свою вину. И тут открывается потрясающая вещь: чувство вины срабатывает даже тогда, когда люди не подозревают, что оно у них есть. Отец (его играет Андрей Фомин) и сын (Александр Новин) решили убить мать, чтобы воспользоваться ее страховкой. Страховку должна получить дочь (Юлия Пересильд), но она несовершеннолетняя и немного не в себе, так что отец — ее опекун. Они с сыном наняли киллера, пообещав ему деньги, которые получат после убийства. Поначалу все вроде удается, но потом с героями
То есть чувство вины, как считали древние греки, существует не внутри человека, а вне его — в виде крылатых эриний, которые мстят убийцам?
Похоже, что так. В пьесе есть эта античная линия: возмездие приходит к тем, кто о нем и не подозревает. В Америке людей вроде героев Леттса называют белым мусором — white trash. Действие пьесы происходит в
А вам не приходило в голову поставить Чехова — тоже как триллер?
Всякий раз, когда у меня возникают такие мысли, я начинаю вспоминать десятки фамилий тех, кто сейчас ставит Чехова,- нужно же
Если же вы спрашиваете про русскую классику вообще, то свой первый спектакль (это было в
Как вам работается с русскими актерами?
Русские актеры очень талантливы, только концентрируются медленно и ненадолго. Но я к этому привык — мы, болгары, тоже не слишком собранные.
Вообще, самая моя большая проблема в Москве — не отсутствие контакта с людьми, а отсутствие солнца (хоть я и говорю, что для театра это благоприятно). И то обстоятельство, что я разлучен с семьей. Впрочем, я регулярно общаюсь с ней по Skype. У меня маленькие дети, сын и дочка. По вечерам, когда они ложатся, моя жена идет ненадолго погулять с собакой — она ставит компьютер у их двери, чтобы если
То есть вы сами оказываетесь в положении наблюдающего ока — „большого брата”, персонажа многих ваших спектаклей?
Ну, в