Трагическая комедия об успешной современной бизнесвумен, привыкшей контролировать в своей жизни все и всех и для которой любовь обернулась предательством и местью
А для вдумчивого зрителя вся история обернется размышлением о дне нынешнем, когда людям приходится платить слишком большую цену за успех.
Театр Наций - явный «ньюсмейкер» нынешнего театрального сезона. «Гамлет», «Гаргантюа...» и «Жанна» - это не просто «что-то новенькое» в его репертуаре, это ярко, смело, экспериментально и жутко интересно.
Спектакль поставлен Ильей Ротенбергом по пьесе представительницы «новой драмы» Ярославы Пулинович «Дальше будет новый день». В главной роли - Ингеборга Дапкунайте (в первый раз - кто бы мог подумать! - на российских подмостках). Самая улыбчивая в мире актриса сделала свою героиню прямо-таки ницшеанской, сверхчеловеческой женщиной, которую неизбежно выталкивает из обычной человеческой жизни в холодную стратосферу, где не существует прощения и жалости, где только ветхозаветное «око за око» и под любой овечьей шкурой - можете не сомневаться - волк.
Или волчица. Что закономерно, если учесть, из какого ада вышла девочка, которую пьющий отец выкинул когда-то из дома вместе с умиравшей от рака матерью. Лихие 90-е определили дальнейшую метаморфозу: Жанна, взяв денег у братков, покупает у захиревшей фабрики копеечные макароны и, переклеив этикетки, сбывает как импорт. Теперь Жанне Георгиевне сорок с плюсом, у нее есть сеть магазинов и молодой любовник Андрей, которого она 5 лет обихаживает с истовостью по-настоящему влюбленной женщины. Но - и это самое начало спектакля - парень уходит от Жанны к обрюхаченной им подружке-простушке. Дальше он, бездарь во всем, кроме секса, лишается квартиры, его избивают бандиты и в конце пьесы он приходит к Жанне вместе с подружкой и малышом просить приюта. Она-то сама все это время честно пыталась страдать, как «нормальная» женщина (старый балабол-любовник, стриптиз и прочие увеселения), но инстинкт хищника переплавил любовь в ненависть, и при виде младенца в Жаннином теперь уже не тающем сердце рождается новая коммерческая схема - отнять. Описывать выразительнейшее актерское соло Дапкунайте - дело неблагодарное. Из милой удачливой мадам без единого избыточного жеста она, минуя несколько любопытных стадий, переплавляется в чудовище античного масштаба. Смонтированный как кино, спектакль лаконичен по цвету (черно-белый) и по времени. Действие перетекает из хором миллионерши в каморку ее любовника и обратно. А кровать - еще и могила отца, когда-то выкинувшего дочь на помойку. Круг так и не разомкнулся. Мы все и жертвы, и хищники. Если вам придет охота привычно упрекнуть «новую драму» в мрачности по отношению к жизни, то уж ради справедливости надо констатировать, что и в жизни эту самую справедливость тоже днем с огнем (а то и с кайлом) приходится искать.