В Театре Наций реанимировали советскую оперетту.
В Москве сегодня что ни месяц, то премьера очередного мюзикла. Американский жанр цветет пышным цветом, оставив далеко позади своего собрата — оперетту. Однако попытки возродить музкомедию отечественного образца все же имеют место быть. В Театре Наций, к примеру, сегодня можно увидеть постановку Никиты Гриншпуна «Женихи».
Вроде бы все в этом спектакле замечательно: и развеселая музыка Дунаевского, и простенький, но яркий сюжет, и актерская команда. Режиссура потомственного режиссера Никиты Гриншпуна (его дед был первым главрежем Одесского театра музкомедии) тоже очевидна и порой очень даже занимательна. Однако «Женихам» явно не хватает зрительской любви. Пока на сцене с видимым азартом работают актеры и музыканты (Гриншпун задействовал в спектакле весь состав духового оркестра), в зрительном зале скучают. Случаются и «побеги» задолго до финала.
Ситуация, однако, не кажется странной. Первая оперетта Дунаевского не является образцово-показательной, скорее наборот. Она была написана, чтобы спасти театр, обвиняемый в склонности к буржуазным благоглупостям. Поэтому в «Женихах» так наивны черно-белые краски. Все мещане и нэпманы непременно пренеприятнейшие персонажи, экс-дворянки — жеманные и выжившие из ума старушки, представители рабочих и крестьян — идеальные «товарищи», собственной жизнью гарантрующие наступление светлого завтра. В роли главной героини выступает роковая трактирщица Аграфена Саввишна (безупречная во всех отношениях работа Юлии Пересильд). Она в течение всего спектакля хоронит ненавистного мужа, отплясывая эротические танцы на крышке гигантского гроба (декорации Зиновия Марголина) и попутно отбиваясь от женихов. Она сама мещанка, и кавалеры — один другого... хуже. В финале из мертвых восстает супруг, оказавшийся всего лишь в стельку пьяным.
Всё это не смотрится и не слушается нелепо, только благодаря усилиям постановочной команды и актерам. Они, без сомннний, вдохнули новую жизнь в то, что принято называть советско-пролетарскими раритетом. Больше того — смогли каким-то непонятным образом лишить своих персонажей ходульности. Другой вопрос, нужно ли было это делать, когда та же самая энергия и талант могли бы пригодится в куда более интересной работе. Повторимся, у того же Дунаевского «Женихи», — только первая ласточка в опереточном жанре.