Top.Mail.Ru
Касса  +7 (495) 629 37 39

Приходя на спектакль "Жюли" на Малую сцену Театра Наций, зритель с первых же секунд переносится в мир старинной графской усадьбы. Играет атмосферная музыка, и на сцене в полутьме проступают силуэты кухни средневекового замка: длинный массивный стол, узорчатый пол, выложенный плиткой, гобелены с картинами, потолок с лепниной. Венчает композицию, висящее по центру, необычное распятие с Христом, у которого отсутствуют руки. На потолке огромная дыра, из которой торчат провалившиеся балки. На полу и столе большие зелёные пятна плесени. Атмосфера увядания и распада.

Начинается действие, и сцену сразу заполоняют слуги графского дома: трое молодых мужчин и три девушки. Они чистят хозяйские сапоги, суетятся и занимаются уборкой помещения, делая это в форме яркого и необычного пластического хореографического этюда. Выясняется, что режиссер решил добавить в свой спектакль хореографию в исполнении профессиональных балетных артистов. Эти шесть слуг будут присутствовать на сцене практически весь спектакль, как наблюдатели и неравнодушные свидетели, а зачастую и участники происходящего, которые олицетворяют общество и его отношение к поступкам главных героев. 

В классической пьесе шведского драматурга Августа Стриндберга, которая была написана в далёком 1888 году, героев всего трое, но в этой версии, по задумке режиссера в спектакле появилось ещё шесть танцовщиков-слуг. Данные герои, как указано в аннотации спектакля на сайте театра, "на манер древнегреческого хора являются немыми свидетелями и незримыми судьями всего, что происходит в эту мистическую ночь на Ивана Купалу. Для режиссера важно присутствие такого коллективного героя, ведь кем бы ты ни был в этой жизни, за тобой со стороны всегда наблюдает как минимум пара глаз".

"Танцы слуг и служанок" помогают добавить атмосферы и воздуха в пьесу, изобилующую длинными диалогами и монологами. При этом данные хореографические этюды вовсе не выглядят как отдельные вставные номера или заполнение пауз в переходах от одной сцены к другой, они всегда сопряжены с действием спектакля (слуги то торопливо убирают помещение, то веселятся и пьянствуют в Иванову ночь), подчеркивают и усиливают текст пьесы.

Для Театра Наций это уже не первое обращение к хрестоматийной пьесе Стриндберга. В 2011 году её поставил на большой сцене немецкий режиссер Томас Остермайер с Евгением Мироновым, Чулпан Хаматовой и Юлией Пересильд. Если действие того спектакля было перенесено в современную Москву, то постановка Джеймса Нобо гораздо ближе к первоисточнику, при этом вовсе не выглядит излишне классической или архаичной, ведь на сцене кипят поистине африканские страсти. Несмотря на то, что режиссер из ЮАР поставил европейскую классику, не имеющую прямой связи с его национальной культурой, эмоциональный накал страстей между героями не ослабевает и держит зрителя в напряжении до последней секунды спектакля.

Сам режиссер Джеймс Нобо, не менее яркий и темпераментный, чем его спектакль, на пресс-конференции очень увлеченно и страстно рассказывал о своей работе.
 

Джеймс подчеркнул, что спектакль не ограничен одной эпохой, история живет и меняется на наших глазах, пьеса привлекла его вечно актуальными вневременными проблемами, не утратившими значения и в наши дни, она затрагивает важную тему отношений между представителями разных социальных слоёв. В ней отражается конфликт между роскошью и нищетой: ситуация, когда одни люди воспринимают свою счастливую судьбу как обыденность, а другие, менее счастливые по праву рождения, становятся мечтателями, полными амбиций и стремлений. Этот феномен – вневременной и универсальный, он наблюдается по всему миру и отражает важную сторону человеческой природы. И, конечно, в этой пьесе есть всё, с чем борется современное общество: харрасмент, абьюз, буллинг и.т.д. Для режиссера было важно, чтобы вначале спектакль погрузил зрителя в атмосферу эпохи второй половины 19-го века, но по мере развития сюжета герои начинают выглядеть более современно, а их конфликт звучит актуально и остро и в реалиях сегодняшнего дня.

Разумеется, есть в этом спектакле и любовь. Куда же без неё? Только любовь эта странная и неполноценная, изломанная и парадоксальная, невозможная априори, но все же случившееся. Два главных героя: графская дочь Жюли (Ольга Лерман) и простой парень из крестьянской семьи, лакей Жан (Александр Новин) тянутся друг к другу и проводят вместе одну ночь. Ночь накануне Иванова дня (Ивана Купалы), когда маски спадают, и каждый может стать, кем он хочет на самом деле. Оба они люди с внутренними ранами и давними комплексами и психологическими травами, которые мешают им жить и любить в полную силу. Герои пытаются открыться и довериться друг другу, но у них ничего не выходит, хотят любить, но только лишь сильнее терзают и ранят друг друга.

Поэтому у них и не получается сбежать в Швейцарию на заветное озеро Комо и начать новую счастливую жизнь. Между ними непреодолимая пропасть. А деревянная безрукая фигура Христа безмолвно наблюдает за происходящим со стены, но не может дать жаждущим ни утешения, ни радости, ни покоя.

В итоге лакей возвращается к исполнению своих служебных обязанностей и бежит подавать графу сапоги (которые символично присутствуют на сцене весь спектакль, как напоминание о владельце и хозяине усадьбы), а его госпоже ничего не остается, как взять нож и отправиться в хлев.

Хотелось бы также отметить сильные актёрские работы исполнителей главных ролей: Ольги Лерман и Александра Новина, а также Серафимы Гощанской, сыгравшей графскую прислугу Кристину, невесту Жана. Прагматичная и практичная Кристина не витает в облаках, а  точно осознает, чего хочет, и знает своё место в этом доме. Не верится, что такая девушка искренне любит своего жениха, она почти не ревнует, узнав, что Жан провел ночь с её госпожой, и ни на секунду не отказывается от намерения стать его женой, несмотря на измену. К самой же графине относится с пренебрежением и цинизмом, хотя и повинуется её приказам. За поступками Кристины стоит больше трезвый и здравый расчёт, нежели любовь.  

Нет сомнения, что "Жюли" вызовет большой зрительский интерес и станет одним из главных хитов в следующем театральном сезоне. На премьерные показы с 3 по 5 июля билеты разошлись моментально, что не удивительно. Постановка Джеймса Нобо не только дарит эмоции, но и ставит вопросы, над которыми продолжаешь думать и после спектакля. Театр Наций по-прежнему держит марку одного из самых актуальных, сильных, зрелищных, но в то же время интеллектуальных театров столицы.