Проект «Золотая маска» стартовал 23 июня в рамках фестиваля «Сахалинская рампа». В течение недели островному зрителю будут представлены пять спектаклей - номинанты и лауреаты Национальной театральной премии.
«Сахалинская рампа»
В первый день состоится показ детского спектакля «Как кот гулял, где ему вздумается» Российского академического молодежного театра (РАМТ, Москва).
Молодежи и людям старшего возраста организаторы рекомендуют посмотреть пронзительный, очень искренний спектакль-потрясение «С любимыми не расставайтесь» - новую постановку Московского театра юного зрителя.
В программе также – живая, интересная, наполненная смыслом как для ребенка, так и для взрослого постановка «Бесстрашный барин» (РАМТ), легкий музыкальный, изобретательный и смешной спектакль знакомого сахалинцам Никиты Гриншпуна «Шведская спичка» по рассказам Антона Чехова (Театр Наций).
Завершит фестиваль постановка того же театра, неоднократный лауреат «Маски» - «Рассказы Шукшина» с Чулпан Хаматовой и Евгением Мироновым в главных ролях. Кстати, на этот спектакль сахалинцы раскупили билеты еще месяц назад.
Дефицитные помидоры
Перед началом «Золотой маски» ее участники и организаторы поделились своими впечатлениями от Южно-Сахалинска.
Режиссер Московского театра юного зрителя Кама Гинкас был здесь около 30 лет назад – вместе с Генриеттой Яновской, режиссером «С любимыми не расставайтесь», он отсматривал спектакли островного театра (тогда это был просто театр имени Чехова).
«Южно-Сахалинск был хмурый не только по погоде, но и по ощущению. Это был город пограничников, закрытый город. Корейцы тогда не имели права выезжать за его пределы. Мы были шокированы, узнав о существовании в 1980-х годов такого крепостного права, - поделился Гинкас. – Нам посчастливилось познакомиться с молодым человеком, влюбленным в остров, который рассказывал про нивхов, айнов так захватывающе, будто о своей жизни. Это было потрясением».
Запомнились гостю и сахалинская природа, страшно кричащие сивучи в Невельске, корейцы, торгующие красными помидорами («яркое пятно на сером фоне») - в то время в Советском Союзе достать их было довольно трудно.
«Сейчас я увидел совсем другой город – цивилизованный, чистый, зеленый. Ничего того, что было много лет назад, не осталось. А театр я вообще не узнал – подумал, что это другое здание. Оказалось, что его расширили. Не во всех городах страны есть такие просторные, благоустроенные привлекательные театры», - отметил режиссер.
Генеральный директор фестиваля «Золотая маска» Мария Ревякина на Сахалине впервые. Ее порадовали чистота и красота областной столицы и «гостеприимная хорошо оборудованная театральная площадка».
Театральная летопись
Ревякина коротко рассказала об истории фестиваля, которому в этом году исполнилось 20 лет. Стержень фестиваля – конкурсная программа. Экспертные советы смотрят спектакли по всей России, лучшие привозят в Москву. В прошлом сезоне они отсмотрели 767 работ, 66 из которых показали в столице. И только самые-самые получили премию лауреатов.
«Для организаторов фестиваля самым важным остается его афиша – своеобразная летопись театрального искусства, позволяющая следить, что происходит в театральном искусстве России, как меняется театральный язык, какие новые имена появляются в режиссуре, хореографии, сценографии, актерских работах», - поведала Ревякина.
Помимо основной программы у фестиваля много внеконкурсных проектов, например, «Маска плюс», куда попадают спорные, полярные, достойные обсуждения работы, «Лучшие спектакли регионов России» (проводится уже 14 лет), «Лучшие спектакли России в странах Балтии». Показывают их и в Польше, Израиле.
«Задача «Маски» – это и продвижение театрального искусства России за рубежом, показ самого яркого и интересного не только в Москве, но и в других городах», – подчеркнула Ревякина.
На Дальнем Востоке до настоящего времени фестиваль был только в Хабаровске (в 2008 и 2011 году). Кстати, хабаровчане уже четырежды становились номинантами и лауреатами «Золотой маски», Южно-Сахалинск в этом проекте пока не участвовал. Но все может измениться, выразила надежду Ревякина.
По ее словам, для артистов очень важно путешествовать и встречать реакцию зрителей (она везде разная), слышать дыхание зала. Самый непосредственный и искренний зритель - в городах, куда не часто приезжают столичные артисты, выдающиеся театральные постановки, поэтому на Сахалин все приехали полные ожиданий.