Театральный сериал по роману Александра Солженицына "Красное колесо"
Куратор проекта – Талгат Баталов
Художник проекта – Ольга Никитина
«Идея этой лаборатории принадлежит Евгению Миронову и Роману Должанскому – как часть творческой программы Театра Наций, посвященной 100-летию Русской революции 1917 года. Появление в такой программе имени Александра Солженицына объяснять не нужно – тем более, что в будущем году исполняется 100 лет со дня рождения великого русского писателя. Мне предложили взяться за проведение лаборатории и подумать над возможным материалом. Погрузившись в творческое наследие писателя, я довольно быстро нашел ответ, который многих удивил – это должно быть «Красное колесо»! Роман-эпопея, над которым Солженицын работал всю жизнь и который охватывает важнейшие события как предшествующих революции лет, так и собственно революционные события 1917 года.
Это великий роман, о существовании которого все знают, но который, чего греха таить, мало кто читал от начала до конца. Поэтому нам всем кажется очень важным не просто придумать интересный театральный проект, но и вновь привлечь интерес публики как к этому сложному, объемному, но невероятно увлекательному произведению, так и ко всему творчеству Александра Исаевича. Мы бесконечно благодарны Наталии Дмитриевне Солженицыной, которая не просто разрешила нам поработать над «Красным колесом», но и дала важные советы, и благословила не заниматься «литературным театром», а фантазировать, работать «по мотивам», искать новые способы театральной выразительности, экспериментировать с современными жанрами…
Поэтому мы решили сделать «театральный сериал» – сама структура романа подсказала такую идею. И каждую «серию» отдали разным творческим парам, составившимся из режиссера и драматурга. Важно было и то, что режиссеры и драматурги – из разных городов, и не только российских. Так что в итоге зритель увидит пять совершенно разных взглядов на роман Солженицына.
Не менее важно напомнить зрителям, что формат театральной лаборатории не предполагает создание законченного спектакля. Но предполагает неожиданные решения – которые не всегда возможно реализовать при создании полноценного театрального продукта. Скорость, бессонные ночи, внезапные озарения – вот что такое театральная лаборатория. В общем, читайте великие книги и ходите в живой, современный театр!»
Талгат Баталов, режиссер, куратор лаборатории «Колесо»
«Мертвые»
Жанр – экраны, документы, отступления, песни
Драматург – Константин Стешик
Режиссер – Сергей Чехов
Ассистент художника – Екатерина Злая
Музыка и санд-дизайн – Владимир Бочаров
Константин Стешик: «Для меня важной стала попытка передать ощущение вязкости смерти, которая как нефтяное болото пожирает людей и животных. Она движется по кругу, заставляя мир существовать в её древнем, шаманическом ритме. В состоянии между жизнью и окончательным исчезновением из неё у мертвеца нет ничего, кроме попыток вырваться из витков бесконечной спирали умирания – пока он увязает всё глубже и глубже в состояние растерзанности. Ни у человека, ни у лошади нет иного выхода, кроме как в ужасе созерцать тягучий праздник смерти, которая внезапно оказалась сконцентрирована в одном конкретном месте и, может быть, именно она вращает лопасти горящей мельницы, не используя ветер».
Участвуют
Татьяна Владимирова, Максим Стоянов