Куратор проекта – Талгат Баталов
Художник проекта – Ольга Никитина
Ассистент художника – Екатерина Злая
Спектакли, представленные в рамках проекта:
Драматург – Дмитрий Богославский
Режиссёр – Талгат Баталов
Драматург – Михаил Башкиров
Режиссёр – Егор Матвеев
Драматург – Полина Бородина
Режиссёр – Артем Терёхин
«Идея этой лаборатории принадлежит Евгению Миронову и Роману Должанскому – как часть творческой программы Театра Наций, посвященной 100-летию Русской революции 1917 года. Появление в такой программе имени Александра Солженицына объяснять не нужно – тем более, что в этом году исполняется 100 лет со дня рождения великого русского писателя. Мне предложили взяться за проведение лаборатории и подумать над возможным материалом. Погрузившись в творческое наследие писателя, я довольно быстро нашел ответ, который многих удивил – это должно быть «Красное колесо»! Роман-эпопея, над которым Солженицын работал всю жизнь и который охватывает важнейшие события как предшествующих революции лет, так и собственно революционные события 1917 года.
Это великий роман, о существовании которого все знают, но который, чего греха таить, мало кто читал от начала до конца. Поэтому нам всем кажется очень важным не просто придумать интересный театральный проект, но и вновь привлечь интерес публики как к этому сложному, объемному, но невероятно увлекательному произведению, так и ко всему творчеству Александра Исаевича. Мы бесконечно благодарны Наталии Дмитриевне Солженицыной, которая не просто разрешила нам поработать над «Красным колесом», но и дала важные советы, и благословила не заниматься «литературным театром», а фантазировать, работать «по мотивам», искать новые способы театральной выразительности, экспериментировать с современными жанрами…
Поэтому мы решили сделать «театральный сериал» – сама структура романа подсказала такую идею. И каждую «серию» отдали разным творческим парам, составившимся из режиссера и драматурга. Важно было и то, что режиссеры и драматурги – из разных городов, и не только российских. Так что в итоге зритель увидит пять совершенно разных взглядов на роман Солженицына.
Не менее важно напомнить зрителям, что формат театральной лаборатории не предполагает создание законченного спектакля. Но предполагает неожиданные решения – которые не всегда возможно реализовать при создании полноценного театрального продукта. Скорость, бессонные ночи, внезапные озарения – вот что такое театральная лаборатория. В общем, читайте великие книги и ходите в живой, современный театр!»
Талгат Баталов, режиссер, куратор лаборатории «Колесо»