К юбилею Федора Достоевского, который отмечался 11 ноября 2021 года, в Театре Наций прошла режиссерская лаборатория, завершившая годовую программу «Достоевский 200». В рамках проекта семь молодых режиссеров создали эскизы спектаклей, которые были отобраны из более чем ста пятидесяти конкурсных заявок. Авторы эскизов поставили перед собой задачу сдуть пыль с томов классика, уйти от школьной программы, поменять оптику, посмотреть, как ведут себя тексты великого писателя в современной культуре, а также взглянуть на личность Достоевского глазами противоречивых современников. Поэтому произведения и биография писателя предстали перед зрителями в самых необычных форматах: стендапа, конференции, хореографического монтажа… Лучший из эскизов – «Осень в Петербурге» режиссера Никиты Кобелева – был доработан до репертуарного спектакля Театра Наций.
Южноафриканский писатель Джон Максвелл Кутзее, один из самых титулованных авторов современности, лауреат Нобелевской премии, написал роман «Осень в Петербурге» (The Master of Petersburg,1994) о кратковременном возвращении Достоевского из Германии в Петербург в 1869 году. В этом документальном и в то же время мистификационном произведении Кутзее исследует, что привело писателя к рождению романа «Бесы». Главными героями Кутзее являются как реальные личности во главе с самим Достоевским, так и персонажи его прозы – Матрена и ее мать Анна.
«Мы решили инсценировать не только сюжет романа, но и саму ткань прозы писателя, близкую к потоку сознания. В связи с этим у актеров нет строго закрепленных ролей, они скорее выступают в качестве комментаторов этой истории, иногда примеряющих на себя того или иного героя. Мы создаем на сцене параллельные потоки – речевой и визуальный, не всегда совпадающие друг с другом». Никита Кобелев, режиссер.
Copyright © J.M.Coetzee, 1994
All rights are reserved by J. M. Coetzee, c/o Peter Lampack Agency, Inc. throughout the world.