6 июня в подмосковной Коломне завершился ХII фестиваль театров малых городов России, художественным руководителем которого является Евгений Миронов – народный артист РФ, художественный руководитель Государственного Театра Наций, член Совета по культуре и искусству при Президенте РФ. Как признался Евгений на торжественном закрытии, фестиваль раз от разу становится все сложнее по части организации, все больше препонов приходится преодолевать, чтобы собрать театры со всей России, но в то же время и отдачи получается все больше. Так что затраченные усилия окупаются с лихвой. К тому же уровень, который показывают театры из небольших городов и поселков подчас ничуть не уступает столичному. На фестивале зрителям часто открываются и настоящие театральные самородки – блестящие актеры и удивительные труппы из совсем крохотных уголков нашей страны. Как выбирается место для проведения очередного фестиваля? Чем дорог фестиваль Театру Наций и лично его худруку? Какой из двенадцати проведенных фестивалей запомнился больше всего? В напряженном графике Евгений Миронов смог выделить время и ответить на все эти вопросы в интервью порталу «Весь театр».
- Евгений, почему для проведения XII-го фестиваля была выбрана именно Коломна?
- Потому что в прошлом году первое место завоевал подмосковный театр из города Химки «Наш дом», сегодня они приехали с новым спектаклем. Так что местом проведения фестиваля должно было стать именно Подмосковье, просто в Химках его сложней проводить, Коломна по инфраструктуре больше подходит, да и хотелось, чтобы участники из других городов насладились сказочной красотой прекрасного города. Губернатор Подмосковья Андрей Воробьев во всем пошел нам навстречу, открыл все двери, а так бывает далеко не всегда, не все понимают значимость театров малых городов.
- Чем отличается жизнь в малых городах?
- Тем, что в них намного сложнее жить людям, тянущимся к культуре. В большом городе развита инфраструктура, и у жителей есть возможность выбора занятий по интересам. Я сам родился в маленьком городе Татищево-5 в Саратовской области. У нас был Дом Культуры, в котором игрались спектакли. Если бы я не ходил в ту театральную студию, то, конечно, не стал бы артистом, но речь не обо мне. В малом городе человек оторван от контекста общероссийской культуры, я сейчас вывожу интернет за скобки и говорю о живом общении. В нашей огромной стране именно малые города несут большую ответственность по воспитанию новых поколений, по культурному орошению, что ли, населения. Жизнь там сложнее, но зато люди - намного проще, душевнее и более открыты…
- Театру в малом городе сложнее приходится?
- Конечно. Зрителей не так много, так что нужно крутиться, ставить много новых спектаклей, чаще обновлять репертуар. Раньше были гастроли за государственный счет, когда театры могли возить свои спектакли по районам, при этом количество зрителей уже становилось совершенно другим. Так что наш фестиваль еще и добавляет театрам новых зрителей.
- Россия - огромна, городов тысячи, а участников фестиваля меньше двадцати. Как проходит отбор?
- У нас есть оргкомитет фестиваля - люди, которые ездят, отсматривают все спектакли, выбирают лучшие. Например, председатель оргкомитета Олег Лоевский знает наизусть все российские театры, каждого директора, каждого худрука. Но, на самом деле, попасть на наш фестиваль очень легко: надо сильно захотеть. Если не очень высок уровень режиссуры в своем театре, можно пригласить другого режиссера. Театр Наций несколько раз в году устраивает Семинары-Лаборатории в рамках Программы поддержки театров малых городов России, привозит молодых талантливых режиссеров, они ставят новые спектакли, лучшие из которых тоже могут стать участниками фестивалей.
- Есть ли постоянные участники, которые из года в год приезжают на фестиваль?
- Да, конечно. В списке участников есть такие города: Прокопьевск, Лысьва, Минусинск, Серов. Они уже давно стали театральными мэтрами и гастролируют по миру, и это - здорово. Но мы следим за судьбой всех наших участников…
- От кого или от чего зависит судьба театра в самом малом городе, чтобы о нем узнали за его пределами?
- Прежде всего, от активности и харизматичности театрального коллектива, и в немалой степени – от понимания и поддержки руководства региона, которое может помочь театру хотя бы транспортом, ведь до места проведения фестиваля еще надо доехать. Например, уникальное Мотыгино - в этот поселок с другого берега Ангары можно добраться лишь несколько недель в году. А там - потрясающий деревянный театр, бережно хранимый и любимый городом и поддерживаемый районной администрацией, и на его спектакли с удовольствием приходят зрители.
- Театром Наций уже проведено одиннадцать фестивалей, какой из них вам больше запомнился?
- В прошлом году в Пятигорске был необыкновенно интересный, но один из самых сложных фестивалей, который мы проводили. Мы сами нагрузили себя: кроме театров малых городов добавив к фестивалю еще и гастроли московских театральных коллективов. Стало понятно, как соскучились жители Северного Кавказа по российской культуре - они буквально ломали двери в зал, так всем хотелось посмотреть спектакли. И мы правильно сделали, что их привезли, хотя и было очень тяжело...
- Что вы можете сказать о XII-м фестивале?
- Ну, во-первых, здорово, что наш фестиваль стал ежегодным. Во-вторых, на этом фестивале организованы не только мастер-классы для артистов, но и лекции для руководства театров-участников, чтобы помочь им разобраться в некоторых вопросах трудового законодательства, в его новых законах, в вопросах авторского права, в тонкостях технического оснащения и так далее. Для всех участников фестиваля предусмотрена внеконкурсная программа: показ документального фильма о работе всемирно известных режиссеров, перформанс музейных театров Коломны, экскурсии по древнему Кремлю.
- Какая награда достается поюедителю фестиваля?
- Театр-победитель приедет со своим спектаклем осенью в Москву, чтобы показать его на сцене Государственного Театра Наций.
- Евгений, чем дорог фестиваль Театру Наций и вам лично?
- Для нас чрезвычайно важно, что малые города втягиваются в контекст общероссийской культуры. Чтобы театры выезжали на наш фестиваль, порой такие бои приходится выдерживать с местными властями для того, чтобы они профинансировали хотя бы дорогу (к сожалению, не все чиновники понимают значение и роль культуры в своем городе). Но я хочу выразить благодарность вам, журналистам. После того, как вы пишете о фестивалях, лабораториях, о самих театрах, у чиновников открываются глаза, меняется отношение к своим уникальным учреждениям культуры. Они могут достроить или отремонтировать театральное здание, выделить общежитие для артистов, интересуются их нуждами, даже начинают гордиться своим театром, ходить на спектакли. Так что наш маленький фестиваль делает большое дело.