Театралы наконец-то дождались, «все в гости к нам» столичные и не только спектакли.
Тут и сама наша теперь уже знаменитая землячка Юля Пересильд не просто пожаловала, да еще выступила режиссером чеховской «Каштанки», а в «ГРОЗЕГРОЗЕ» - в главной роли.
«Наше всё»?
Юля – девушка №2, благодаря которой Псков гремит на всю страну. Пальма первенства, понятно, за «Мисс Вселенной» Оксаной Федоровой. Правда, та выше «Спокойной ночи малыши!» не двинулась. Зато Юля стала кинодивой и театральной примой.
В родной 24-й школе её не просто помнят – играла во всех самодеятельных спектаклях, да как! За ее творчеством пристально следят (выпускники, которыми мы гордимся). Наверное, ну мне так показалось, в зале были ее одноклассники: «Юлькааа!» Букет из шариков, и из роз - конечно, от Месхиева, подхват одного из коллег – и вот она уже высоко над всеми: зрителями, театром, Псковом.
Это настоящее народное признание. В своих интервью актриса (она, кстати, успела окончить один курс филфака псковского пединститута) признается, каким нелегким было детство – макароны по-флотски – настоящий праздник. Смерть отца, когда ей было 11 лет, измотанная несколькими работами мама, из развлечений – «качалка» три раза в неделю. И спустя 20 лет интернетовские остряки предлагают переименовать Пушкинский фестиваль в Пересильдовский. А что? Может, она станет тоже «нашим всё»?! Довлатов-то всего ничего поработал экскурсоводом в Пушкиногорье и на тебе – ежегодный «Довлатовфест». А на финно-угорской кафедре филфака СПбГУ, которую так и не закончил длинноногий студент – отчислили и в армию – его, как писателя, до сих не признают, называя лишь «хорошим журналистом».
Конечно, «ГРОЗАГРОЗА» в постановке Государственного Театра Наций совершенно далека от времени Островского при всей великолепности драматургии. Но классика на то и классика, что на все времена. И заезженная пьеса из школьной программы смотрится не просто свежо и авангардно – она другая. Ведь и время-то другое, ну, позвольте, не будут же купеческие времена нравы переносить в сегодняшний день? Школьники и так зевают на уроках литературы от «темного царства», да «луча света в нем». Измена, свобода, давление на личность, да и домашнее насилие – разве не актуальны сегодня?
«Непонятно тем, кто не читал» - пишут в рецензиях псковские авторы. Что тут скажешь – «Войну и мир» тоже не читают…
«Полный треш»?
Уж каких только отзывов я не наслышалась: «Полный треш», «Что вы хотите, это же современный театр!», «Что будет с театром через 10 лет? Испражняться на сцене начнут!?»
Эх, новое всегда так: запретить и не пущать! Очень мне понравился отзыв в соцсетях: «Впервые побывала в Псковском драмтеатре в 2001 году, смотрела «Проделки Ханумы. Весело и задорно». Но сейчас на такой спектакль не пошла бы».
Хотя… перебора было тоже предостаточно: беготня Варвары и Катерины в трусах и майках на сцене и между зрительскими рядами (как актриса не споткнулась о ноги зрителей, сидящих в два ряда на приставных стульях зрителей?), экзальтированная Кабаниха, сексуально увлекшаяся сыном (намек на инцест?), косячки, забитые дамами, Борис в окровавленном тряпье, гопник Кудряш, попрошайка Кулигин. Когда в некоторых моментах актеры явно «пережимали», ничего кроме смеха (какая уж тут драма) это не вызывало.
Пусть пережим, пусть Катерина пару раз плюхнулась в надувной бассейн, когда страсти раздирали ее душу, а еще раз внезапно выросла за зрительскими спинами на краю ложи – разодранная, окровавленная, бегущая к своему любовнику-тряпке. В финале героиня бежит-бежит по кругу. И вот она, кажется, взлетает вверх счастливая и свободная «не захочу так жить, да и не буду».
Удара грома, как и прыжка в бассейн не последовало – удар случился со зрителем. Дам руку на отсечение – равнодушным не ушел никто. Вот она, сила искусства!
А фестиваль… продолжается до 18 февраля.