В конце года известный артист Евгений Миронов выступил сразу в двух новых качествах — главы собственной театральной компании и директора государственного театра. Первым обозначился глава частного предприятия, явив публике „Фигаро. События одного дня”.
„Фигаро”, как и положено первому громкому проекту, сопровождала тусовка из известных и модных лиц. В публике Театра им. Моссовета, где представили премьеру, ходили сестры Михалковы с детьми, Чулпан Хаматова, Парфенов, актеры, режиссеры, продюсеры. Спиваков с семейством и корзинкой весенних цветов. Запыхавшись, примкнул к театралам низкопробный гламур в лице Ксюши Собчак. Модный проект вызывал явно живой интерес.
Итак, смотрим „Фигаро”. Что видим? Немножко дежа вю в декорации, оказавшейся два в одном: павильон, как из мхатовского „Леса” и моссоветовского „Милого друга”, где кровать — как место действия. Но не эротического и не сексуального свойства. Хотя и ситуация в пьесе Бомарше (суета вокруг права первой ночи графа с вассалкой), и современная лексика в переводе Маши Зониной, явно отредактированном
Впрочем, комедия ли это, побуждающая „откупорить шампанского бутылку” при перечтении? „Фигаро” странным образом удивляет по всем статьям. Современная лексика не идет Бомарше, оставляя ощущение словесной шелухи: говорят много, но неизвестно ради чего употребляют сленг или ну оч. разговорное вроде „Ну и че ”. Вершиной современной адаптации является замена хрестоматийного god damn it на fuск you. Ну и новость!
Комедия не идет Серебренникову как жанр, которым он пока не владеет. Поэтому его „Фигаро” блуждает впотьмах между капустником, проверенным набором антрепризных спектаклей и современной драмой, которая до сих пор ему отлично удавалась. Можно заставить артистку Ахеджакову (Марселина) скакать в перьях по кровати, можно Фигаро дать в руки канистру бензина, которым он польет клумбу, можно подзвучить эротической „фанеркой” свидание графа с графиней, а раздев Керубино, оставить его в черных сатиновых трусах. А можно этого и не делать — „Фигаро” без этого вполне обойдется.
Удивителен спектакль тем, что в нем нет ни одного открытия. Ни актерского, ни музыкального, ни оформительского. Если хорошего художника Николая Симонова можно упрекнуть в том, что он устроил антракт на 40 минут только для того, чтобы коричневый павильон поменять на белый, то спецу по костюмам Дмитрию Логинову следует выдать справку о профнепригодности. Он явно не понимает, что эклектичный гардеробчик от 50-70-х годов до наших дней еще не дает стильности. А из музыки запоминается лишь песня Сержа Гинсбура.
Ну а что же Фигаро? Та самая пружина, что движет миром, в данном случае миром комедии Бомарше и ее современной версией. Выяснилось, что даже такому мощному артисту, как Евгений Миронов, нужны жесткая режиссура и рисунок, какие были у Владимира Машкова в „№ 13”. У Серебренникова в „Фигаро” до нас докатилось отдаленное эхо той непревзойденной роли Миронова.