Начнем с сюжета, ибо, так же как в кино, в спектакле, поставленном по новой пьесе, сюжет — главное. Правда, „Метод Гренхольма” был написан Гальсераном не вчера, а в 2003 году, поставлен десятки раз в разных странах мира и переведен на многие языки. Но русский зритель популярного испанского автора и его пьесу открыл для себя впервые (скажем Явору Гырдеву спасибо уже за это).
Итак, сюжет. В некую транснациональную корпорацию приходит претендент на высокооплачиваемую должность. Он прошел уже все этапы отбора, остался последний. Пока он
Раз от раза турниры становятся все более абсурдными и безжалостными. Они требуют от каждого из участников окончательно лишиться чувства собственного достоинства, забыть о сострадании, подвергнуть себя и других душевному эксгибиционизму. Наконец трое из четырех претендентов отпадают. Остается последний, проявивший максимум воли к чиновничьей власти и минимум жалости к своим соперникам. В финале выясняется, что соперники были психологами корпорации, экзаменовавшими претендента столь иезуитским способом. А сам он тест все же не прошел, ибо, с точки зрения экзаменаторов, обнаружил за маской цинизма ранимую душу слабака.
Подобных
В постановках пьес такого рода режиссеру важно не самовыражаться, а правильно распределить роли и не портить игру автору и артистам. С этими задачами Явор Гырдев справляется на „отлично”. Актерский квартет (Виктория Толстоганова, Сергей Чонишвили, Игорь Гордин и совсем молодой Максим Линников) в его спектакле чрезвычайно хорош. Причем Чонишвили и Гордин существуют в совершенно разных театральных регистрах. Первый достигает подлинных актерских высот в финале, когда снимает маску циника и обнаруживает истинное свое лицо — мягкотелого, закомплексованного неудачника (в этот момент игру Чонишвили можно назвать подлинным образцом театра переживания). Гордин, напротив, солирует всю первую часть спектакля, и его манеру игры скорее можно отнести к театру представления. Эстрадный пережим, с которым он ведет свою роль, задним числом обретает оправдание и смысл. Гордин ведь не просто представляет на сцене смешного недотепу, он - причем весьма тонко и умно — играет манипулятора, играющего недотепу.
Вроде бы „умерев” в артистах, болгарский режиссер умудряется при этом нагрузить пьесу теми смыслами, какие, вероятно, не рассмотрел в ней и сам автор. Недаром в просторном офисном боксе, где разворачивается действие „Метода Гренхольма”, висит знаменитый