Премьеру в „Нации” выпустил питерский режиссер Андрей Могучий, и его фамилия в очередной раз абсолютно оправдала размах постановки. На сцене все большое, и всего много: металла (8 здоровых конусов), артистов (17), рабочих сцены (в два раза больше, чем артистов) и один карлик (любимый артист режиссера Алексей Ингелевич). Его крохотный рост только подчеркивает масштаб предприятия. Но не числом и размером берет Могучий, а поражает размахом мысли и фантазии, которые он развил в своем цирке с помощью художника Максима Исаева (участник знаменитой группы „АХЕ”).
Кто бы мог подумать, что вечная история о доблестном
Впрочем, уловить внешние приметы времени — дело нехитрое, а вот увязать все это, избежав прямолинейности актуального искусства, — здесь требуется талант Могучего и Исаева. На текстовом уровне он (талант) проявился в том, как слово, сказанное в начале, логично „прорастает” в середине, развивается и пробивает силой в финале. На уровне визуальном — талантливая фантасмагория. На контекстном уровне — серьезное высказывание.
Но посмотрим на сцену, где начинается бродячий цирк: шпрехшталмейстер (лыс, тощ, в обвисшем костюме) рассказывает историю про
А в чудной стране женщины режут бычьи яйца, работая в унизительных условиях: конвейер с коробками, мрак, на ногах спущенные чулки в резинку. Но есть магия, нечто завораживающее в этой метафорической и вполне реалистической истории. Что именно — не скажешь, скорее все вместе: странные конструкции, надувные акулы, что плавают меж людей в тяжелом синем свете (отличная работа Александра Сиваева), парочка белых медведей, время от времени держащих над головами лозунги типа: „С нами мох” или „Герда, икай”. Безусловно — злобный карлик, понукающий работниц. А они — как персонажи фильмов Феллини: лица
Практически ни одного артиста Театра наций: все — приглашенные в результате строгого кастинга.
А при чем здесь Дон Кихот, спросите вы. Эту линию представляет приглашенная пара — Лия Ахеджакова и Альберт Филозов. Она играет ту самую Марию, которой подвыпивший метатель ножей отхреначил ухо, и теперь она вместе с другими режет быкам яйца и ухаживает за больным возлюбленным. А Филозов —
Андрей Могучий о выборе главных героев:
— Мы ничего не задумывали специально, все происходило само собой. Началось с того, что для меня Ахеджакова соединилась с Дон Кихотом. Почему женщина — и вдруг Дон Кихот? Как это увязать? Так и возник цирк, да и весь сценарий возник из
Если метафорическое и магическое придумали Могучий с Исаевым, то реализм высшей пробы несет игра Ахеджаковой и Филозова. В финале их герои поменяются местами: надорванный вечной борьбой Дон Кихот отправится умирать, а его образ (в том числе и костюмный) примет на себя Дульсинея. Ее