Однако причиной шумихи стало другое — отмена второго спектакля: Театр Наций должен был показывать „Калигулу”
Так что насладиться „Калигулой” смогли не все. Везунчики насладились, в том числе, захватывающей игрой травмированного Евгения Ткачука, который стоически отыграл непростой спектакль в гипсе и на обезболивающих. Левая рука актера держалась на фиксирующей повязке. Впрочем, многие зрители сочли повязку за задумку режиссера.
Зал театра драмы был битком, но вскоре стало ясно, что многие не знали, на что пришли. Точнее, шли на Миронова, а попали на долгий, четырехчасовой философский разговор. И даже звезда в роли самого сумасбродного и кровавого из римских цезарей дела не спасла.
В театральном буфете во время долгожданного антракта публика с остервенением пила коньяк. „Ты смотрела, как ему Госпремию вручали? Нет? А я смотрела! Нет, ну, нам очень повезло, что он к нам приехал”, — рассуждала дородная дама, стоя в очереди за горячительным.
Театральные критики назвали Калигулу лучшей мироновской ролью. Сам актер считает роль в спектакле по Камю одной из самых сложных и интересных в своей карьере и сравнивает с ролью Гамлета в одноименном спектакле Петера Штайна.
Как бы там ни было, свободных мест в зале после антракта стало заметно больше. То ли коньяк оказался слишком забойным, то ли спектакль „не пошел”. Отзывы были противоположные. Одни восхищенно заламывали руки: „Гениально”. Другие плевались: „Много шума вокруг ничего”. Большинство зрителей определили спектакль словом „тяжелый”. Некоторые вообще назвали его „вампирским”, жаловались, что после четырех часов
Жаловались, что ничто на сцене не радовало глаз, кроме Миронова, конечно. Декорации — серые, как задворки Воронежа. Все на сцене сделано из шифера, серого, убогого, хрупкого материала. Из него построен Рим, из него сделан трон, на котором сидит Калигула.
Весь спектакль Калигула продолжает безжалостный эксперимент над собой и окружающими, испытывая человеческое на прочность. По сути, зритель четыре часа наблюдает за самоубийством Калигулы.
Самый сумасбродный римский император получил прозвище Калигула от названия обуви калиге, в которой ходили римские солдаты. Сапожок не по размеру. И жмет, доставляя нестерпимые страдания, будто испанское орудие пыток. Но Калигула Някрошюса — не рассказ о несчастном страдальце. Герой Миронова — беспощадный тиран, который, пытаясь освободиться от собственной боли, крушит все вокруг. Упраздняет богов, морально уничтожает патрициев, вынуждая их составить заговор и уничтожить себя. Убивает отца лучшего друга — поэта Сципиона, спит с любимой женой одного из трибунов, убивает детей на глазах матерей. Под молчаливое согласие подданных сеет смерть направо и налево.
Одна из самых сильных сцен в спектакле — убийство Калигулой жены Цезонии, которую играет Мария Миронова. Цезония лежит на спине, ненадолго согретая любовью безумца. Калигула нежно кладет ей голову на шею, но любовный экстаз переходит в убийство — безумец затылком вжимается в горло жены и душит ее.
Однако все страдания были напрасны. Абсолютная свобода от привязанностей, морали, законов не дает счастья. „Это не та свобода”, — понимает Калигула под занавес спектакля. Но поздно. Будет убит заговорщиками и в историю войдет как самый сумасбродный и жестокий римский император.