Виктор Алферов ставит рассказ Полины Барсковой о любви во время блокады Ленинграда на стыке документа и волшебной сказки
28 февраля на Малой сцене Театра Наций премьера — команда Виктора Алферова поставила памятник блокаде и блокадникам в виде истории о любви бессмертных душ, к искусству и друг к другу. ТеатрALL рассказывает о том, кто как и делает «Живые картины».
Искусствовед Тотя и художник Муся, влюбленные друг в друга и искусство, проводят холодные и голодные дни блокады в рембрандтовском зале Эрмитажа. Их коллеги прячутся от бомбежки в подвале, а у Тоти с Мусей — затянувшееся свидание: хотят побыть наедине, делятся последним глотком рыбьего жира. Еще вчера — блистательные молодые люди, представители ленинградской культурной элиты, сегодня - дистрофики, мумии, страшные как смерть.
Муся и Тотя
Антонина Изергина — яркая, острая на язык, блестящий специалист по западному искусству, альпинистка и покорительница сердец. Муся, Моисей Ваксер, на 9 лет ее младше, подающий надежды график; в Академии Художеств о нем говорят «наш следующий великий». Талантливый болезненный мальчик, из-за экземы не принятый в ряды советской армии, он куда слабее своей Тоти, но храбрится. Ведет «Дневник пещерного человека» (в Эрмитаже так темно, что он кажется пещерой), рисует обмороженными, замотанными в тряпочки пальцами «Окна ТАСС» и иллюстрации к книгам, которые не будут изданы. Рядом с его домом упала бомба и не разорвалась (может, рванет завтра), на улицах приторно пахнет брошенными разлагающимися телами, а он защищает диплом — архитектурный проект. В последний момент переделывает его: вместо «Соединительного парка в Тярлево» получается «Парк Победы», первый парк в блокадном Ленинграде.
Тотя долго сопротивлялась любовной лобовой мусиной атаке, но ближе к блокаде сдалась. Вместе они приняли решение не уезжать в эвакуацию, поскольку неизвестно, где будет лучше. Когда подвалы Эрмитажа решили почистить от неблизких родственников деятелей искусств, Тотя объявила Мусю мужем.
Он умер от истощения 3 степени уже в больнице, будучи не в состоянии принимать пищу. Она выжила и была-таки увезена в эвакуацию. В Алма-Ате быстро пришла в себя, начала преподавать альпинизм и ходить в горы. Вернувшись, стала женой директора Эрмитажа Орбели. Мусины вещи оставались в ее квартире, в нераспакованных чемоданах. Его фотографии и письма хранились вперемешку, она ни с кем ими не делилась, а после смерти Изергиной ее архив был уничтожен.
Полина и блокада
Поэт Полина Барскова в 2014 году выпустила свою первую книгу прозы, “Живые картины”. В ней речь идет о блокаде, а завершает ее пьеса о любви Изергиной и Ваксера.
Вообще, Барскова занимается темой блокадного Ленинграда около 15 лет. В начале 2000-х, вернувшись в родной Петербург после 10-летней разлуки, она отправилась в архивы и была поражена количеству документального материала, в частности, писем и дневников. Почти все были написаны карандашом: чернила стыли на морозе. Карандаш недолговечен, он осыпается, так что Барскова поспешила разобрать хотя бы некоторые из этих исчезающих каракуль, чтобы спустя 70 лет расслышать голоса, слабые от недоедания.
“В послевоенной советской истории блокада представлялась как акт героизма: в таких терминах о произошедшем думать гораздо легче, приятнее, комфортнее, чем в терминах трагедии.
Сотни тысяч людей, оставшись наедине с ужасом голода, не сумели себе помочь и погибли, не получив помощи. Предмет моего внимания — судьбы тех, кто не умел делать танки, а умел, скажем, рисовать. Меня интересуют блокадники, выживавшие на карточках низших категорий и иждивенцы. Таковы мои герои — герои поневоле. Я пытаюсь отделить их от мифов реальных людей перед лицом истории. Тех, кто хотел жить, творить, любить, пока государства проезжали по ним как танки».
Виктор и люди света
Режиссер Виктор Алферов, член худсовета театра «Практика», несколько лет назад влюбился в стихи Полины Барсковой, сделал поэтический спектакль в музее Скрябина. А потом набрался смелости и попросил ее написать пьесу о предмете ее специального интереса — блокадном Эрмитаже. Его поразил факт: когда из музея были вывезены все картины, их рамы остались висеть на своих местах. Люди сходили с ума от холода, но использовать рамы и подрамники им в голову не пришло. Непонятно, что стояло за этим: жесткая дисциплина, которую поддерживал директор, Иосиф Абгарович Орбели, или ощущение святыни — ведь совсем недавно в раме был Рафаэль.
«Искусствоведы водили экскурсии по пустым рамам в абсолютной темноте — в благодарность матросам, которые с Невы, с корабля протянули в Эрмитаж провод и дали в несколько комнат электричество. Когда я узнал про это, я понял, что эта история — абсолютно театральная.
Мы рассказываем о людях света. От них остались одни глаза, они уже не могут ходить, в день съедают кусочек клея, но пишут в дневниках: «искусство хорошая штука, ради него стоит жить».
Сообщения о боях ничего не проясняли: эрмитажники не знали, что будет дальше с ними, вернутся ли картины из-за Урала, какой там сейчас температурный режим и перенесет ли его Рембрандт. И они начинали пересказывать друг другу картины, кто что помнит. Материал тяжелый, мы с ним отождествились, поэтому и репетиции шли трудно. Мы спорили: надо ли показывать степень их голода, дистрофию. Вечный спор: надо ли писать все, как есть, надо ли в театре показывать все, как было».
Дмитрий и метафизика
Художник Дмитрий Разумов успел поработать и в «Практике», Театре.doc, в Сатириконе и МХТ, а также в Польше, Германии, Эстонии. В «Живых картинах», вместо буквального перенесения или цитирования красот Эрмитажа, он ушел в визуальную скупость: на сцене работают фактура дерева и фактура холста. Холст — это саван и пустота. Деревянные рамы — скелеты ушедшей живописи, как пунктиры, обозначающие границы энергетических полей искусства. Елка, сколоченная из рам, вертится на подиуме под призрачный вальс, где из воя сирен нота за нотой выпадает мелодия композитора Марины Собяниной.
«В “Живых картинах” сошлись экстремальные вещи: Эрмитажа мощная энергетическая точка (как в исторической перспективе, так и по наполнению искусством), и блокада, припудренная советской идеологией, но не проработанная, не пережитая потомками. Мы описываем метафизическое пространство — люди, брошенные государством, оказались в пустоте, мы описываем ад — враг невидим, бомбят откуда-то сверху. Нет света, нет отопления, нет воды, нет транспортного сообщения, но научная работа в Эрмитаже не прекращается ни на день, именно она поддерживает людей. Мы видим сочетание эроса, любви и смерти. Любви на уровне тепла человеческого тела: герои осторожно прикасаются, греют друг друга».
Ася и призраки
На заднем плане, за вдохновенными дистрофиками и елкой-монстром, клубится несколько планов дыма. Физический, из машины, и нарисованный — видеохудожницей Асей Мухиной. «Обнаженная Даная» и «Возращение блудного сына» деформируются и струятся.
«Мое восприятие этого города — туман, смог, дым, пар изо рта, бурлящий воздух. Так что все сцены я постаралась сделать из завитков турбулентности. В сцене припоминания и пересказывания Рембрандта, герои его картин выплывают и растворяются. Когда сцена наполняется дымом, те же рисунки видны в его клубах. Я старалась создать средствами видео эффект физического явления, миража, ожившего пространства».