Top.Mail.Ru
Касса  +7 (495) 629 37 39
В московском Театре Наций 31 января прошла премьера, которую столичные театралы ждали с нетерпением. „Калигула” по пьесе знаменитого французского писателя и мыслителя Альбера Камю. Спектакль, повествующий о римском императоре, жившем на заре нашей эры, чье имя для всего мира стало символом тирании, порока и вседозволенности.

Пьеса Альбера Камю, получившего в свое время Нобелевскую премию за „огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести”, больше полувека не сходит с мировой сцены. Так волновавшая философа-экзистенциалиста тема границы свободы и ответственности актуальна и сегодня. Она вновь напоминает о кровавых диктаторах 20-го века: это их образы просвечивают в Калигуле — человеке, наделенном беспредельной властью, тиране, бросающем вызов богам. И по-прежнему требует осмысления чудовищный процесс: когда романтик превращается в беспощадного деспота …

За последние два десятилетия московские подмостки видели несколько трактовок пьесы Камю. Истинные любители театра до сих пор с восторгом вспоминают „Калигулу” в постановке культового российского режиссера Петра Фоменко. И звезду российской театральной сцены — Олега Меньшикова в главной роли. Так что интерес к новой постановке подогревался еще и этими воспоминаниями и, возможно, желанием сравнить трактовки театральных лидеров разных поколений. А нынешний спектакль, безусловно, создавался новыми лидерами. Это режиссер из Литвы Эймунтас Някрошюс, который работает и пользуется славой в России не меньше, чем на родине и в Европе. И исполнитель главной роли Евгений Миронов — российский актер, которому, кажется, на сцене подвластно всё. Естественно, билеты на новый спектакль были раскуплены задолго до премьеры — и на много месяцев вперед. А летом новую постановку увидят и за рубежом: европейская премьера состоится в Риме.

…Декорации, напоминающие шифер… Шиферный трон и шиферный дворец. Костюмы патрициев — темны и безлики, преображение доступно лишь Калигуле. Для объявления новых законов, несущих подданным гибель, он облачается в яркий оранжевый наряд… „Править — значит воровать. Все это знают. Но можно это делать разными способами. Лично я хочу воровать открыто…”. Вот кредо Калигулы. И еще: „Виновны все!” — провозглашает он, издавая указ, по которому граждане страны все свое имущество завещают государству, и теперь они в страхе ждут, когда правитель приговорит их к смерти.

Исполнитель главной роли Евгений Миронов делится своим восприятием образа Калигулы:

„Я могу сказать, что для меня такой сложной работы не было, пожалуй, никогда. Кроме Гамлета, наверное. Гамлет в спектакле немецкого режиссера Петера Штайна был очень сложным. Честно говоря, по физической нагрузке и по моральной что-то есть близкое. И вообще, что-то близкое есть в этих двух героях, как ни странно это звучит, потому что Гамлет тоже говорит фразу: этот мир невыносим. Калигула с нее начинает. Но оба действуют с абсолютно разных концов”.

А итог жизни Калигулы таков: в конце пути „он смотрит внутрь себя, а там — ничего! Там выжжено всё, — констатирует актер Евгений Миронов. — Доволен ли он таким финалом — думаю, нет”. „Я выбрал счастье убийцы, — говорит Калигула в финале пьесы. — Это страшная свобода и есть счастье?..”