Top.Mail.Ru
Касса  +7 (495) 629 37 39
ДК на Яузе, несмотря на недавний ремонт, больше напоминает о закате Древнего Рима, чем о его расцвете. Но именно здесь состоялась премьера спектакля „Калигула” по пьесе культового на все времена писателя Альбера Камю. Постановка — серьезного и востребованного режиссера Эймунтаса Някрошюса. Трудно сказать, какое слово тут ключевое: Калигула, Камю, Някрошюс? В роли знаменитого тирана — Евгений Миронов, в роли его жены Цезонии — великолепная Мария Миронова.

Перечислив всех этих великих, понимаешь, почему премьера состоялась во Дворце на Яузе, немного на отшибе, а не где-нибудь в самом центре столицы. Театр Наций, в Петровском переулке, руководителем которого является Миронов, пока отпадает, там скоро закончится реконструкция. Но и в любом другом модном месте для сдерживания желающих попасть на премьеру потребовалась бы конная милиция.

Этот спектакль — вторая совместная работа Някрошюса и Миронова. Евгений уже был занят в „Вишневом саде” в роли Лопахина. Это был шикарный Лопахин, пожалуй, центральная фигура той постановки. И вот он же в роли римского императора Калигулы, третьего после Цезаря и предшественника Нерона, убитого в результате мятежа в самом конце января 41 года нашей эры, ровно 1970 лет назад.

Самым простым было бы искать в „Калигуле” рефлексию на некие политические события. Но, хоть немного зная творчество 58-летнего мастера, можно не сомневаться: этот режиссер скорее склонен отстраняться от злободневности, чем подзаряжаться от нее. Свергаемые тираны для него — как борьба природных стихий, страстей и вечных противоречиях в отношениях между людьми, происходящая в каждой человеческой душе.

На реализацию проекта у режиссера и исполнителя главной роли ушло несколько лет. Хорошо, что не больше: хотя Миронов человек моложавый, а в театре допустима условность, все же лучше, если юношу играет нестарый актер.

Это, на мой взгляд, спектакль о молодом человеке. Вчерашний мальчик, который, став мужем, вдруг почувствовал потребность в невозможном. У Калигулы все есть, но дела и события в их естественном виде не устраивают его. Вообще, это довольно распространенная точка зрения, лет до тридцати. Юный император только что почувствовал, что этот мир, каков он есть, для него невыносим. Следовательно, ему нужна луна с неба, или счастье, или бессмертие — что угодно, пусть даже безумие, — но не та непонятная суета, которая его окружает.

Для российского зрителя эта премьера не первая встреча с Калигулой. В середине 90-х питерский режиссер Юрий Бутусов ставил в Театре Ленсовета спектакль с Константином Хабенским в главной роли. У них получился рассказ о незаурядной, но невостребованной личности. А самым знаменитым до сей поры спектаклем по пьесе Камю была постановка Петра Фоменко, где сыграл Олег Меньшиков. Его Калигула — прежде всего поэт, ироничный философ, наблюдатель, игрок, который не боится проиграть и догадывается, что его ждет.

Автору этих строк доводилось много лет назад беседовать с одним из „Калигул”, британским актером Малькольмом Мак-Дауэллом, игравшим безумного тирана у веселого и жизнерадостного Тинто Брасса. Наверное, этот щуплый шотландец и стал для многих хрестоматийным Калигулой. Его герой в фильме — это человек, который хотел любить и быть любимым, но вынужден убивать и быть убитым.

Вообще, написанная более полувека назад пьеса Камю с того самого времени не сходит со сцены и претерпела множество интерпретаций. Первым исполнителем роли римского императора, сумасбродного и беспощадного, стал один из самых обаятельных актеров мирового кинематографа Жерар Филипп. Спектакль с его участием имел огромный успех во Франции и наверняка повлиял на все последующие трактовки.

В новой постановке участвуют прекрасные актеры. Геликон — Игорь Гордин, очень высоко ценимый в театральной среде, еще десять лет назад он получил театральные премии „Чайка” и „Золотая маска”. Алексей Девотченко исполняет роль главного заговорщика Кереи, этот актер скорее трагического, чем комического репертуара, сыграл тем не менее подпольного миллионера Корейко в телевизионной экранизации „Золотого теленка”. Молодые, перспективные, многообещающие: Евгений Ткачук — Сципион, Дмитрий Журавлев — Лепидий. В спектакле также заняты Алексей Кизенков, Кирилл Барыкин и другие.

Над пьесой работала литовская постановочная команда. Жена режиссера Эймунтаса Някрошюса Надежда Гультяева и его сын Марюс Някрошюс придумали костюмы и оформление. Творческое семейство готово к гастролям. Уже запланирована поездка в Италию, где летом на фестивале „Вилла Адриана” состоится европейская премьера „Калигулы”. Но вне зависимости от дальнейшей судьбы спектакля эта премьера — новая ступень для Театра Наций, который впервые осуществляет такую масштабную постановку.