Top.Mail.Ru
Касса  +7 (495) 629 37 39

Театр Наций под руководством Евгения Миронова (при поддержке Министерства культуры РФ) провел XVIII Фестиваль театров малых городов России – в Татарстане, в Набережных Челнах. Начиная с 2010 года, этот театральный форум стал ежегодным, а его формат существенно изменился. Сегодня – это особое пространство на территории российской сцены, включающее актерские тренинги, обширную образовательную программу, мастер-классы и лекции для представителей всех театральных специальностей, кинопоказы и клубное общение… Словом, целый мир, сосредоточенный на театре, с его возможностями, традициями и поисками новых форм, взлетами и падениями, радостью находок и опытом заблуждений. Но главная особенность ФТМГР: все его участники приезжают на весь срок, оставаясь на нем «от звонка до звонка».

В центре этой малой театральной вселенной, конечно же, – показы спектаклей и их обсуждения по гамбургскому счету. Периферийная сцена живет динамичной насыщенной жизнью. Молодые режиссеры с их интересом к современной драматургии, острым слухом на наболевшее, желанием высказаться, готовностью пробовать и ошибаться охотно едут в провинцию.

На XVIII фестивале были представлены 16 городов, некоторые из них – Великие Луки, Лодейное Поле, Таганрог, Черемхово – впервые. Открыл конкурсную программу спектакль Прокопьевского театра имени Ленинского комсомола «Золото», основанный на реальных событиях, об экологической катастрофе в небольшом башкирском городке Сибай. Правдоискательский посыл пьесы Екатерины Тимофеевой поддержал и усилил режиссер Никита Золин. Спектакль, где в центре оказывается обычная (и в то же время эксцентричная) семья – бабушка, мать, внук в исполнении прекрасного актерского трио – Любовь Хмельницкая, Светлана Попова, Дмитрий Савенков; последний удостоен за роль Мишки одного из главных фестивальных призов «Надежда», – смелое и проникнутое горечью высказывание о незащищенности простого человека. О болезненных проблемах молодая режиссура говорит жестко, театрально-ярко и с юмором. Гран-при в номинации «лучший спектакль малой формы» удостоилась «Горка» по пьесе Алексея Житковского Каменск-Уральского театра «Драма номер три». Режиссер Алексей Логачев перенес действие в гардероб, артисты расположились за барьером, зрители вдоль него – в вестибюле. Разыгрывается маленькая драма, сосредоточенная на постройке горки в детском саду, обнажившей непростые взаимоотношения между родителями, воспитателями и их подопечными. Все происходящее усугубляется наличием в одной из групп мальчика из семьи мигрантов, почти не говорящего по-русски – пронзительная работа Татьяны Ишматовой. В смешной и грустной «Горке», выросшей из лабораторного эскиза, много актерских удач. В программу вошло несколько спектаклей, зародившихся в рамках Лабораторий по современной драматургии Театра Наций. Иногда доработки вредят созданному в спринтерском режиме эскизу, но в спектаклях «Как Зоя гусей кормила» Светланы Баженовой (режиссер Сергей Чехов) Таганрогского камерного театра и «Любовь людей» Дмитрия Богославского (в постановке Владимира Золотаря) Черемховского театра имени В.Гуркина актеры, обретя уверенное спокойствие, не утратили эмоционального градуса экспериментального показа.

Гран-при в номинации «лучший спектакль большой формы» получил спектакль Альметьевского татарского театра драмы «Королевство кривых», созданный режиссером Антоном Федоровым по пьесе, написанной им в соавторстве с Арсением Фарятьевым. Спектакль, выдвигавшийся на «Золотую Маску», – сказка-сновидение о жизни в зазеркалье, где опрокинуты представления о добре и зле, предательство и трусость – норма, а честность и порядочность – опасное исключение. И хотя этот аллегорический сюжет, резонирующий кафкианскими мотивами, в первую очередь ассоциируется со сталинской эпохой, он снайперски точно попадает в день сегодняшний с его кривыми зеркалами и нравственными искажениями.

В номинациях «лучшая мужская и женская роль» торжествовала классика. Среди актеров победил Евгений Гладких, сыгравший двух чеховских героев – Соленого и Андрея Прозорова в стильных и художественно аскетичных «Трех сестрах» Дениса Хусниярова, главного режиссера русского драматического театра Набережных Челнов «Мастеровые». А лучшей исполнительницей женской роли названа Алина Бичай, тонко и одновременно страстно сыгравшая Катерину в «Грозе» Великолукского драматического театра, последней постановке безвременно ушедшего из жизни Ильи Ротенберга.

К главным фестивальным наградам добавились спецпризы: Министерства культуры Республики Татарстан – спектаклю Нижнетагильского театра драмы имени Д.Н.Мамина-Сибиряка за спектакль «Головлевы. Маменька» – постановка Даниила Безносова по мотивам «Господ Головлевых» М.Е.Салтыкова-Щедрина в интерпретации Ярославы Пулинович; мэра Набережных Челнов – спектаклям «Золото», «Любовь людей», «Я нанял убийцу» по сценариям Аки Каурисмяки Шарыповского драмтеатра в постановке Галины Зальцман.

В свою очередь Ассоциация театральных критиков присудила свой приз изысканному в своей стилистической завершенности спектаклю Дениса Бокурадзе по пьесе Сиркку Пелтола «В сапоге у бабки играл фокстрот» (Новокуйбышевский театр «Грань».