В Театре Наций представили сказочный спектакль "Синяя синяя птица". Пьеса Мориса Метерлинка, знакомая публике по знаменитому советскому фильму, лишь взята за основу: известную канву создатели расцветили новыми персонажами и сюжетными ходами, представив настоящее действие для "семейного просмотра".
Мед. ...Матильда находится в том самом "переходном" возрасте. Внутренние противоречия, подростковый эгоизм, при этом несокрушимое обаяние — эта рыжая девчонка (Муся Тотибадзе/Дарья Макарова) и закрутит всю историю вокруг себя. Чуть позволила себе выйти за рамки воспитания, пожелала чтобы младшего брата Тиля (Павел Акимкин/Вадим Мичман) вовсе не было и события разворачиваются стремительно: брата уносит Царица Ночи, а Матильда в поисках его начинает путешествие по миру сказочному, но с очень реальными проблемами и чувствами.
Либретто спектакля писали три автора: художник-постановщик спектакля Вадим Воля, художник по костюмам Ольга-Мария Тумакова, а также режиссер Олег Глушков. Благодаря союзу художников и режиссера внешнее и внутреннее действие спектакля прекрасно гармонируют друг с другом. Парк развлечений превращается в Реку Забвения, а вот уже перед зрителями — Царство Карамельного Короля, и неожиданно джунгли с птицеловом, поле битвы игрушечных солдатиков... Картины сменяют друг друга как уровни в компьютерной игре. Дети в восторге, ведь в какой бы части условной реальности Матильда не оказалась, цвета будут яркие, как на полках игрушечного магазина. Маленькие зрители с удовольствием увидят знакомые мотивы: тут и конструктор Лего, и Майнкрафт, и надувной динозавр, и деревянная армия. Синяя птица летает как самолет на радиоуправлении — детским восторгам нет предела!
Любовь. ...Река забвения мрачная и серая... как забытое прошлое... Здесь можно забыть все и сразу: пошла за молоком и медом для заболевшего брата или... Куда?.. Зачем?.. "Вот я была, а вот — нету... Как же я буду без себя?.." — пугается Матильда. "Мед, любовь и молоко... Надо хвататься за воспоминания..." — басит смешной медвежонок Тидель (Павел Акимкин/Вадим Мичман). И вот путешествие за братом, пусть уже и с обретенной памятью, становится поиском ответов на главные жизненные вопросы и знакомством с самой собой.
Основные "взрослые" мысли и эмоции авторы вложили в арии персонажей. Стихи Сергея Плотова временами кажутся рассчитанными только на взрослое восприятие, но их понимание детьми облегчается хорошей музыкой (композиторы — Сергей Боголюбский, Дария Ставрович). Различные музыкальные стили (от поп-рока до лирических баллад) грамотно сочетаются друг с другом, что действительно позволяет поставить этот спектакль в ряд с постановками в жанре мюзикла. Вскользь замечу, что заявленный в том же жанре "Цирк" на мюзикл походит гораздо меньше...
Молоко. "Синяя синяя птица" имеет одну особенность: в спектакле сложно оценивать актерские работы. Артисты составляют единый ансамбль, и даже когда сюжетные линии выделяют кого-то из героев, общая картина остается такой же цельной, а впечатление неизменным. Поэтому рассматривать чью-то работу отдельно от других не получится. Стоит только отметить, что вся труппа спектакля работает с полной отдачей и видимым удовольствием.
Длительность постановки — два с половиной часа с антрактом — на первый взгляд, кажется слишком долгой для категории 6+. Но именно благодаря непрерывности действия, мгновенной смене мест действия и выстроенному сюжету сказочное путешествие воспринимается детьми "на ура". Для семейного просмотра рекомендовано однозначно!
В финале, конечно же, будет все хорошо. "Я прошла путь, я стала другой..." — финальная ария Матильды станет уже размышлениями повзрослевшего человека. Вполне понятно, что все, связанное с возрастом, в спектакле условно. И подобный внутренний путь может осилить и ребенок, и взрослый. Стоит лишь задать себе вопрос: а что для тебя синяя птица?.. За чем стремишься ты?..
Орнитологией занималась
Наталья Сажина