Top.Mail.Ru
Касса  +7 (495) 629 37 39
"Территория" — один из самых молодых, креативных и "подвижных" российских фестивалей. Ему всего пять лет, но он уже успел занять определенную нишу в пространстве отечественной культуры. "Территория" выпускает собственные спектакли, стирая жанровые границы, знакомит зрителя с актуальными произведениями современного искусства. А главное — это не фестиваль „вообще”. У него очень определенные цели и задачи — поддержка современного искусства и тех, кто это искусство будет делать завтра. „Территория” — фестиваль-школа, собирающий студентов из различных учебных заведений страны. Выставки, спектакли, перформансы (российские и зарубежные) — все это Фестиваль "Территория", питающий молодых впечатлениями и подзаряжающий их энергией. Четвертый по счету фестиваль прошел за пределами Садового кольца — в Перми, пятый снова вернулся в столицу и сосредоточился на современной немецкой театральной культуре, одной из самых ярких и плодовитых на сегодняшний день. В Москве были показаны: "Гамлет" в постановке одного из самых известных европейских режиссеров Томаса Остермайера, худрука знаменитого берлинского "Шаубюне ам Ленинер Платц" (гастроли были организованы совместно с Театром Наций), хореографический спектакль Констанции Макрас „Ад на Земле” и постановка немецко-швейцарского режиссерского трио „Римини Протокол” (Штефан Кэги, Хельгард Хауг и Даниэль Ветцель) под названием „Карл Маркс: Капитал, том 1”. В рамках фестиваля состоялась выставка театрального плаката из Германии и России, прошли кинопоказы и мастер-классы известных немецких режиссеров, актеров и хореографов и многое-многое другое. Одним словом, актуальное искусство Германии было представлено в России широко и разнообразно. И спустя полгода, в марте 2011 года, "Территория" нанесла ответный визит в Берлин, где представила целую программу, ставшую частью другого креативного фестиваля “F. I. N. D.” — Фестиваля международной новой драматургии, проходящего на базе 2Шаубюне".

Помимо традиционных мастер-классов, в которых наряду с учащимися зарубежных театральных школ приняли участие и российские студенты, в Берлине была показана одна из самых известных российских постановок нового тысячелетия — "Рассказы Шукшина" Государственного Театра Наций и состоялась мировая премьера спектакля „Отморозки” Школы-студии МХАТа.

Первыми были показаны "Рассказы", удостоенные практически всех российских театральных премий и ставшие своеобразной визитной карточкой Театра Наций в мире. Постановщик спектакля — латышский режиссер Алвис Херманис (кстати, ставивший на сцене „Шаубюне”) — почувствовал и оживил всех этих трогательных, смешных, нелепых шукшинских „чудиков”, в которых люди совершенно другой эпохи, другой культуры, другого социального круга непостижимым образом узнают себя. И когда артисты, выйдя на поклон и взяв в руки гармошки, дружно играют незатейливую мелодию, зал перестает сдерживаться и дает волю накопившимся эмоциям. В Берлине одни утирали слезы, другие кричали „Браво!”, третьи в такт музыке топали ногами.

Спектакль "Отморозки" по книге "Санькя" Захара Прилепина поставил со своими студентами-третьекурсниками Школы-студии МХАТа Кирилл Серебренников. Кстати, он, как и участники "Рассказов Шукшина" Чулпан Хаматова и Евгений Миронов, один из арт-директоров фестиваля, которые, если прибавить к уже названным критика Романа Должанского и педагога по пластике Андрея Ураева, присутствовали на фестивале почти в полном составе. Кирилл Серебренников умеет ставить жесткие истории из жизни российских и зарубежных маргиналов (начал более десяти лет назад „Пластилином” Василия Сигарева), на этот раз он сделал спектакль о неких новоиспеченных революционерах, о людях безвременья, которое, похоже, в России никогда не кончается. О романе Прилепина "Санькя" спорят, одни называют его образцом современной психологической прозы, другие — конъюнктурой, ставя в один ряд с чтивом от Донцовой и Минаева. Серебренников своим спектаклем в этот спор не вступает, а создает на его материале экшн, динамичное действо, захватывающее и пугающее. ОМОН, мегафоны, металлические барьеры, которыми перегораживают улицы в дни народных столпотворений, юнцы, выкрикивающие: „Губернатора топить в Волге!”, „Президента топить в Волге!”, экзальтированная дама, обзывающая их отморозками, — начало спектакля, документально убедительно и театрально-ярко передающее атмосферу современного российского бунта. Из толпы выскакивают люди, дающие блиц-интервью, высказывают отношение к происходящему. А рядом таксист предлагает: „Отвезу недорого”. Студенты, в период репетиций ходившие на митинги, бравшие интервью на улицах, наблюдавшие за сверстниками, свои наблюдения принесли на сцену. И недаром. Создается тревожная атмосфера подлинности и сиюминутности происходящего. Милиционеры и митингующие уже „заряжены”, и зритель невольно начинает ощущать некий дискомфорт, словно и впрямь оказался в центре противостояния сил правопорядка и бунтовщиков. Начало обжигает своим правдоподобием, дразнит своей нешутейной агрессивностью. Студенты демонстрируют чудеса пластической техники, они, как метеоры, носятся по сцене, как гимнасты, перелетают через металлические заграждения. Ребята здесь играют по нескольку ролей, стремительно примеряя на себя то одну маску, то другую. И, надо отдать им должное, делают это лихо. Но градус действия, несмотря на его внешнюю динамику событий — допросы в милиции, вечеринки, жуткие похороны отца главного героя, жадная сумасшедшая молодая любовь, метания и поиски себя в мире, подготовка безумных и бессмысленных акций протеста, — постепенно начинает падать. Напряжение начинает ослабевать, артистам трудно держать сумасшедший ритм действия, определяющий в этом спектакле едва ли не все. Это спектакль-крик. Насколько искренний — вопрос. Но в искренности стремления молодых исполнителей крикнуть про своих бесприютных, запутавшихся в беспределе современной жизни сверстников сомневаться не приходится.

Особенности российского национального сознания увлекли и немецких артистов. В рамках фестиваля состоялись читки пьес „Убийца” Александра Молчанова и „Экспонаты” Вячеслава Дурненкова, осуществленные артистами "Шаубюне" и режиссером Андреа Мозес. Для полноты картины десанта „Территории” в Берлин остается добавить, что на закрытии выступила отличная музыкальная группа "Серебряная свадьба" — веселая, заразительная, вобравшая в себя все известные музыкальные стили от кантри до русского жестокого романса и французского шансона.