Онлайн-сборы трупп, видеобеседы со зрителями и непосильные расходы на зарплаты
оссийским театрам дадут послабление. Согласно постановлению правительства, госзадания в культурных учреждениях будут скорректированы с учетом потерь, нанесенных пандемией. Отчет о них руководители направят после окончания карантина, а пока главная задача — сохранить творческий тонус и поддержать сотрудников. Главы столичных театров рассказали «Известиям», как они держат в форме артистов и из каких средств собираются им платить.
Двери столичных театров закрыты. И впереди еще по меньшей мере три недели карантина. В середине марта, поддавшись панике, худруки театральных институций заговорили о преждевременном закрытии сезона и невозможности выпускать спектакли. Но сегодня их творческий конвейер хотя и и не работает на полную катушку, но уж точно не пылится без дела.
Худрук Театра на Малой Бронной Константин Богомолов рассказал. что давно перешел на онлайн-работу везде, где это возможно. Своих артистов он призывает к собранности и мобильности и, главное, к освоению новых технологий, чтобы не терять форму, даже находясь дома. Общение режиссеров с актерами происходит на постоянной основе. Идут читки спектакля «Бесы» Богомолова, проекта Александры Денисовой под рабочим названием «Бэтмен против Брежнева», готовятся репетиции «Покровских ворот». Всё это онлайн-активности.
Убытки от возврата контрамарок и невозможность планировать премьеры — лишь вершина айсберга
— Жизнь короткая, надо использовать любые возможности для работы и саморазвития, не спать по берлогам, — уверен Константин Богомолов. — Мы объявим еще об одном проекте — успели о нем и договориться, и провести предварительный кастинг с одним очень известным в мире театра и кино человеком. Имя пока не буду раскрывать.
С первого дня самоизоляции проводит онлайн-сборы труппы и Евгений Писарев, худрук Театра имени Пушкина. Когда он организовывал первую виртуальную встречу, боялся, что старшее поколение артистов не освоит программу. Но был приятно удивлен, подключившись к видеоконференции. Первой там оказалась 78-летняя Вера Алентова.
Театр имени Пушкина дистанционно работает над созданием нового контента, а также показывает записи архивных спектаклей. А вот онлайн-трансляции, которые играют без публики, худрук считает профанацией.
— Даже видеоверсии спектаклей должны быть сняты при полном зале, где будет слышен смех зрителя, моменты затихания. Только тогда это работает, — считает Евгений Писарев.
Глава Театра на Таганке Ирина Апексимова, напротив, по максимуму использует онлайн. Эфир недавней премьеры «Ле Тартюф. Комедия» режиссера Юрия Муравицкого посмотрели 40 тыс. человек и еще 15 тыс. увидели его в записи, которая была доступна в течение суток. Итого набралось 113 залов театра.
Ведутся переговоры по показам спектакля «Чайка 73458» литовского режиссера Дайнюса Казлаускаса, артисты работают над созданием аудиоспектаклей, проекта на YouTube и масштабного флешмоба в социальных сетях.
Художественный руководитель Театра Наций Евгений Миронов в беседе с «Известиями» назвал опустевший театр «сбывшимся страшным сном худрука», но тут же оговорился, что работа всё равно идет очень интенсивно. В том или ином формате проводятся репетиции всех запланированных премьер. Это «Горбачев» Алвиса Херманиса, в котором Евгений Миронов каждый день в режиме zoom-конференции репетирует роль Михаила Горбачева, «Страсти по Фоме» Евгения Марчелли и «Моими глазами» Дмитрия Сердюка.
На вопрос, использует ли он самоизоляцию для вынашивания новых идей, Евгений Миронов ответил, что для начала нужно довести до премьер всё то, что уже запланировано.
Время показать всё
Еще одна забота худруков — кураторство просветительских онлайн-проектов. Глава театра «Практика» Марина Брусникина создала «Практику карантина», где актеры и создатели спектаклей рекомендуют фильмы и книги, читают современные пьесы, рассказывают о будущих премьерах. На этой неделе начнется читка романа Владимира Шарова «След в след» — по фрагменту от разных артистов. Позже в Сети появится подкаст из записей.
— На карантине занимаюсь придумыванием проектов, осуществлением договоренностей, — рассказала Марина Брусникина. — Короче говоря, не даю нашему пиар-отделу и литчасти спокойно жить и, как я шучу, заниматься йогой. Они с утра до ночи пишут посты, тексты, выходят в эфир — нагрузка большая.
В Театре на Малой Бронной запустили проект «БрON AIR» — транслируют лекции специалистов по театру. Театр Наций записывает для соцсетей видео с ответами на вопросы зрителей. Уже вышли ролики с Юлией Пересильд, Ингеборгой Дапкунайте, Елизаветой Боярской. Не ушел от ответственности и худрук Евгений Миронов.
— От людей пришло так много вопросов, что получился целый цикл ответов на 40 минут. Меня поразило, насколько интересующимся бывает зритель, — поделился он.
Актеры на сцене и зрители у экрана — такой способ коммуникации предстоит освоить любителям искусства
Приятные воспоминания и суровая реальность
Кстати, зданию в Петровском переулке исполняется 135 лет, а сам Театр Наций в его нынешнем виде в следующем году отметит 15-летие. По этому случаю худрук решил записать воспоминания всех причастных к его созданию и включить их в документальный интернет-сериал. Историй накопилась масса, сейчас самое время их вспомнить, считает Евгений Миронов.
Если результаты творческой работы руководители и их подопечные оглашают с удовольствием, то о ее оплате говорят неохотно — вопрос больной. Например, потери Театра имени Вахтангова от отмененных спектаклей, по словам директора Кирилла Крока, на 10 апреля достигнут 50 млн рублей. При этом существенную часть актерской зарплаты составляют премии за участие в спектаклях. Бюджетное финансирование обеспечивает только базовый оклад — 12,6 тыс. рублей. Сверх него идет президентский грант, размер которого зависит от стажа или звания. Своя схема начисления бонусов поверх базовых зарплат работает у технического и административного персонала. Пока театр платит зарплаты так, как если бы спектакли игрались, — ресурсы еще позволяют, но через пару месяцев их может не хватить.
По похожим схемам с учетом специфики учредителя (федерального или регионального) работают и другие коллективы. Театр на Таганке выдал зарплату за март всем штатным сотрудникам и артистам-контрактникам. За апрель, по словам директора Ирины Апексимовой, жалованье тоже будет выплачено. Подспорьем здесь стало решение правительства предоставить отсрочку по уплате налогов и страховых взносов для учреждений культуры. Но что будет дальше, если карантин продлится, а наработанные в лучшие времена подушки финансовой безопасности сдуются, — вопрос. Все театры без исключения надеются на помощь учредителей. Тем более что на носу май. Даже если карантин будет снят, месяц для театров пустой: зрители разъезжаются по дачам и отпускам...