Top.Mail.Ru
Касса  +7 (495) 629 37 39

В ТЕАТРЕ НАЦИЙ КО ДНЮ ПОБЕДЫ ПРОШЕЛ СПЕКТАКЛЬ-ПОСВЯЩЕНИЕ «МОИМИ ГЛАЗАМИ». ЭТО МОНОЛОГИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ ОТ ЛИЦА САМЫХ РАЗНЫХ ГЕРОЕВ. СОЗДАТЕЛИ СПЕКТАКЛЯ РАССКАЗАЛИ О ТОМ, ЧТО ДЛЯ КАЖДОГО ИЗ НИХ ОЗНАЧАЕТ УЧАСТИЕ В ЭТОМ ПРОЕКТЕ.

На большой сцене Театра Наций состоялась премьера спектакля «Моими глазами». Это монологи о Великой Отечественной войне от лица самых разных героев: автора спектакля, 11-летнего мальчика, легендарной балерины Ольги Лепешинской, новобранца, юного скрипача, ленинградских блокадников и матери Виктора Штрума из романа Василия Гроссмана «Жизнь и судьба», а также народного артиста Российской Федерации, лауреата Государственной премии Российской Федерации Авангарда Леонтьева. В спектакле приняли участие известные актеры Наталья Тенякова, Авангард Леонтьев, Сати Спивакова, Мария Смольникова, Юрий Нифонтов, Дмитрий Симонов, Никита Кологривый, Дарья Наумова, Иоанн Бердюгин, Анатолий Сажин, Сэсэг Хапсасова. Дмитрий Сердюк стал автором литературной композиции и режиссером, а композиторами Полина Лундстрем, Михаил Спасибо.
Создатели спектакля рассказали о том, что для каждого из них означает участие в этом проекте.

Авангард Леонтьев, Народный артист РФ

Однажды я рассказывал историю своего имени артистам театра «Современник», где я служил. Они спросили почему у меня такое странное имя – Авангард, я рассказывал, что меня родители назвали в честь погибшего на войне брата… И один человек имеющих два высших образования, одно техническое – это был Андрей Мягков. Он сказал мне: «Ты знаешь, что если бы твой брат не погиб, то ты бы не родился?». Я совершенно не понял, о чем он говорит, будто он говорил на другом языке. Мне казалось, что если я родился – это было запрограммированно тысячу, миллиард лет назад. Потом я стал возвращаться к этой мысли. Действительно, подумал, что ведь меня мама родила в сорок четыре года, будучи измотанной войной.  Это значит, что родители меня «запрограммировали» в 1946 году. Тогда еще были карточки на продукты, то есть жизнь была очень скудная. И вот родители, потеряв сына на войне, решились на рождение нового сына…

Мне нравится, что наш режиссер рассматривает войну прежде всего как трагедию. Любая война для ее участников, для родственников участников, и родственников– трагедия. Иногда шум литавр и бодрые марши диссонируют со смыслом этого дня. День победы – праздник со слезами на глазах. И мне кажется. Что это очень важно понимать всем.

 

Мария Смольникова, актриса

Память о войне есть у нас всех – не имеет значения какая у кого история, многие вообще не знают ничего про своих родственников. Но я, когда что-то о войне читаю, у меня сердце замирает, в пятки уходит — будто я сама там была.  Мы чувствуем это подсознательно это знаем, поэтому те истории какие мы рассказываем, это уже неважно это нашими глазами, глазами прадедов или глазами незнакомых людей. Это просто наша история.

 

Юрий Нифонтов, заслуженный артист Российской Федерации

Мой папа во время войны был директором института Склифосовского, и когда шла битва под Москвой – там был выездной госпиталь. Было время, когда он не спал трое суток, потому что делал операции — за это время сделал пятьдесят шесть операций. Сестра его со спины поддерживала, чтоб он не упал от усталости.

Мой дядя прошел Сталинград, потерял глаз. Ему поставили стеклянный протез. Бабушка рассказывала, как пришла его утром будить — увидела этот плавающий глаз в стакане и упала в обморок. А он рассказывал, что, когда вернулся из Сталинграда — две недели не мог спать, потому что было тихо. Люди отвыкали спать в тишине, они привыкли что круглые сутки взрывы, выстрелы.

 

Дмитрий Сердюк, режиссер

Чем дальше время уносит нас от победного 1945 года, чем меньше остается в живых ветеранов, тем больше Великая Отечественная война превращается в набор цифр и фактов — так устроена человеческая память. А война — это прежде всего судьбы людей. Оборванные, исковерканные, несостоявшиеся… Чтобы создать спектакль «Моими глазами» я отправился собирать материалы не только в библиотеки, но и в архивы, потому что мне было важно найти живые человеческие слова, красноречивые свидетельства ужасов военных лет. Благодаря им спектакль должен получиться не плакатно-официозным, а очень личным, настоящим Посвящением тем, кто ценой собственных жизней ковал Победу Мой дедушка дошел до Будапешта, и был там очень сильно ранен. Они спрятались под мостом, ехал немецкий танк и придавил их. Он думал, что больше не поднимется, или останется инвалидом — даже хотел стреляться. Но его какой-то врач поднял на ноги. Он не любил рассказывать про войну, как и многие ветераны. Он не мог об этом говорить, начинал плакать все время.
Если ты застал свидетелей и участников войны живыми, у тебя остается очень трогательное отношение к войне – ни учебники, ни трафарет, ни бессмертный полк, при всем уважении, этого дать не могут. Когда я думаю о войне, я вспоминаю своего дедушку — это моё личное.

 

Никита Кологривый, артист

Я вижу очень простой смысл в названии «Моими глазами». Мы – артисты- примеряем чужие истории на себя. У нас нет ни военной формы, ни специального реквизита, никаких атрибутов войны. Есть только мы – жители XXI века – люди, которые родились и выросли на этой земле. Те, кто не участвовал в войне и знает о ней только из рассказов, писем, песен, фольклора. Мы стараемся пропустить это через себя, чтоб таким образом присвоить этот опыт. 
Мы хотим рассказывать истории свидетелей войны не так как их рассказывали раньше, а так будто они произошли с сегодняшними нами – будто мы и есть эти персонажи.