Top.Mail.Ru
Касса  +7 (495) 629 37 39
Воскресным вечером в музее-усадьбе „Кусково” прошла церемония награждения лауреатов театральной премии „Хрустальная Турандот”.

Статуэтки вручали уже в пятнадцатый раз.

Поздним вечером в воскресенье в музее-усадьбе „Кусково” прошла традиционная, пятнадцатая по счету, церемония награждения лауреатов театральной премии „Хрустальная Турандот”.

Если бы не великие амбиции, заставляющие частных организаторов называть свое детище высшей театральной премией Москвы, этот вечер можно было бы назвать милым и приятным. Однако разрыв между хорошим выбором и весьма странным — для высшей театральной премии — музыкальным оформлением, бросался в глаза. Начал церемонию выход балалаечника, которого порой было не слышно из-за разбушевавшейся минусовой фонограммы. Но, слава Богу, его скоро согнал со сцены явившийся на нее сват, роль которого исполнял Александр Адабашьян. Как обычно, интрига „Хрустальной Турандот” заключалась в том, что Турандот — ее по традиции же играла Мария Аронова — выбирает себе жениха, в образах которых вызывают на сцену очередного лауреата.

„Хрустальная Турандот” — частная премия, придуманная 15 лет назад Борисом Беленьким, он же решил, что выбирать лауреатов будут зрители, в числе которых у него в жюри обозначены Андрей Макаревич, Анатолий Приставкин и еще несколько таких же знаменитых „профессиональных зрителей”. Гости премии с удовольствием собираются раз в году, чтобы сперва прогуляться по аллеям кусковского парка, затем проявить терпение и полтора часа провести в небольшом парадном зале шереметевского дворца, а после того — закинув голову, порадоваться всегда не без изыска составленным фейерверкам.

Как справедливо заметил Олег Табаков, награждавший лучшего дебютанта прошедшего сезона, „Хрустальная Турандот” отличается „очаровательной спонтанностью происходящего — трудно понять, против кого они дружат”. Лучшим дебютантом Турандот-Аронова выбрала Александра Лазарева, который из шоу-бизнеса вернулся на драматическую сцену и сыграл главную роль в спектакле Театра имени Пушкина „Одолжите тенора”. Едва закончилась церемония, Лазареву позвонила и поздравила его сама Пугачева. Но дебютом эту роль можно назвать с большой натяжкой, так как по окончании Школы-студи МХАТ Лазарев сыграл заметную роль в спектакле Романа Козака „Ромео и Джульетта”. А именно — Ромео.

За вклад в театральную жизнь российской столицы премию дали болгарину Александру Морфову, который в Ленкоме поставил „Пролетая над гнездом кукушки”. В ответ Морфов вспомнил, что его учительница не уставала повторять, что самая главная часть актера — его нравственность. А она знала толк в театральной профессии, так как сама училась в Москве. Еще одну статуэтку за работу в этом спектакле отдали художнику Давиду Боровскому, для которого сценография „Кукушки” стала последней работой.

За лучшую женскую роль наградили Веру Алентову („Счастливые дни”), тут же признавшуюся, что это — первая театральная премия в ее жизни. И назвала „Турандот” премией быстрого реагирования. Вручал ей хрустальную статуэтку Алексей Баталов. Он сказал: „Мы помним, когда на сцене ничего нельзя было, и дожили до времен, когда на сцене можно все. Это — счастье, хотя мне и то не нравилось, и это не нравится”.

За спектакль'Трамвай „Желание” Генриетта Яновская стала, по версии Турандот, лучшим режиссером сезона.

Лучшим актером Турандот назвала Евгения Миронова („Господа Головлевы”, МХТ), который с Авангардом Леонтьевым приехал в середине церемонии, так как в этот вечер они играли спектакль „№ 13”. А теперь Леонтьев, когда-то учивший Миронова театральной профессии, прочитал целый торжественный спич в честь любимого ученика. А Миронов, для которого нынешняя „Хрустальная Турандот” была уже не первой („Но приятно, как в первый раз”, — признался актер), слова благодарности обратил к худруку Табакову: „Сегодня очень мало мест, где могут перенести премьеру, когда она не готова”.

Лучшим спектаклем назвали „Рассказ о семи повешенных” в Табакерке, а премию за честь и достоинство патриарх Владимир Зельдин передал в руки Льва Дурова. В связи с последними событиями вышло, будто бы Дурова наградили за отказ продолжить руководство театром на Малой Бронной. Впрочем, искать дополнительные смыслы, как верно сказал Табаков, в „Турандот” не следует. Хотя выбор лауреатов можно назвать вполне профессиональным.