Top.Mail.Ru
Касса  +7 (495) 629 37 39
Театр наций под руководством Евгения Миронова решил организовать в Москве новый фестиваль — Шекспировский. Кто-то, конечно, скажет: сколько можно, и так от фестивалей в глазах рябит. В том числе и от фестивалей, посвященных тому или иному автору. Но тут история особая: Шекспир не просто драматург и даже не просто самый репертуарный драматург в мире. Так уж получилось, что о любой эпохе и о любой стране многое можно узнать именно по тому, как ставились шекспировские пьесы. Общество смотрится в Шекспира, как в систему зеркал, отражаясь: давно замечено, что его пьесы приходят в репертуар как бы волнами — то в „Гамлетах”, то в „Королях Лирах”, то в „Венецианских купцах”, а то в „Снах в летнюю ночь”. Плох режиссер, что не собирается Шекспира поставить, плох актер, что не мечтает Шекспира сыграть, плох зритель, что не хочет Шекспира смотреть.

Во многих странах, и не только в англоязычных, есть Шекспировские фестивали, в Румынии например, и в Польше, и в Армении. В России до сих пор не было, вот Театр наций и решил исправить положение. Время, правда, оказалось не слишком подходящее — на полномасштабный фестиваль у государства сейчас денег нет. Но не откладывать же до лучших времен хорошее дело. Поэтому пока ограничились своего рода пилотным выпуском будущего полномасштабного фестиваля, проектом „Шекспир@Shakespeare”, то есть русским посланием на всемирный шекспировский „сайт”.

Открывается шекспировский парад „Гамлетом” Камерного театра из Тель-Авива — главным, по мнению экспертов, событием в театральной жизни страны за последние годы. Спектакль играется в непривычных для зрителя условиях: публика сидит не просто на сцене, но в крутящихся креслах, а действие происходит по всему залу. Так что наблюдателю приходится все время поворачиваться — голоса актеров то и дело раздаются у тебя из-за спины. Дания израильского „Гамлета” предстает самодовольной ярмаркой тщеславия, где каждый стремится привлечь всеобщее внимание, сфокусировать на себе взгляды окружающих, где все напоказ и при этом подчинено некоему глубоко сидящему во всех страху: неизвестно, что происходит в большом мире, за пределами этой черной сцены-коробки.

Гамлета играет Итай Тиран — один из лучших сегодняшних израильских актеров. Его принц красив и умен. Этот Гамлет словно мается от философской рефлексии, он буквально переполнен грустным знанием всех законов этого мира, противостоять которому бессилен. И бунту, и смирению он заранее знает истинную цену, а любой пафос снижает деликатным шутовством — не случайно в одной из лучших сцен спектакля Гамлет держит череп бедного Йорика с клоунским красным носом. Интересно сравнить такого Гамлета с другими сегодняшними принцами — и у зрителей Театра наций будет такая возможность, потому что в рамках проекта „Шекспир@Shakespeare” позже в этом сезоне будут показаны „Гамлеты” двух знаменитых европейских режиссеров — литовца Оскараса Коршуноваса и немца Томаса Остермайера.

Помимо нескольких „Гамлетов” в рамках проекта будут представлены две российские версии других трагедий Шекспира. В самом Театре наций режиссер Владимир Панков репетирует „Ромео и Джульетту”, премьера назначена на конец декабря. А Нижегородский театр юного зрителя привезет в конце ноября в Москву „Короля Лира” в постановке молодого режиссера Владимира Золотаря. Месяц назад этот театр привлек к себе всеобщее внимание голодовкой, которую объявили актеры — не в последнюю очередь из-за того, что местные власти прислали в театр новое начальство и не пустили этот спектакль на гастроли в Екатеринбург. Остается надеяться, что в Москву „Короля Лира” все-таки отпустят.