В минувшие выходные состоялась одна из самых ожидаемых премьер этого сезона – «Гамлет | Коллаж» в Театре Наций. Режиссер – уже легендарный канадец Робер Лепаж; в заглавной, да и во всех остальных ролях – Евгений Миронов.
Событие случилось. Непрестанные преображения артиста в пространстве трех смежных граней куба, парящего в невесомости и столь же непрестанно трансформирующегося, - иначе чем магией не назовешь. Но это далеко не всегда магия театра. Скорее – магия, в которой технологическое волшебство смешивается с ловкостью рук иллюзиониста.
«Гамлет | Коллаж» - спектакль очень красивый и точно изобретательный. Здесь пульсирующая красота звездного неба сменяется манящим плеском речных вод, роскошные залы эльсинорского замка убогой корабельной каютой; а сошедший с ума актер, забившийся в угол своей камеры, - длинной чередой воплощенных им же шекспировских героев.
Евгений Миронов, чья актерская судьба была настолько благосклонна, настолько щедра, что подарила ему встречу с лучшими европейскими режиссерами, с лучшей мировой драматургией, - не первый раз один на один встречается с принцем датским. В середине девяностых он уже сыграл Гамлета в спектакле Петера Штайна, но на этот раз все гораздо сложнее и в чем-то проще одновременно.
Играть всех героев одновременно, заставляя их возникать буквально из ничего – из одной двух деталей: нового парика, новой детали одежды, измененного самостоятельно или с помощью техники голоса, точно схваченной пластики, - это все Евгений Миронов делает лихо и блестяще. С видимым удовольствием актера, еще при жизни получившего статус «великого актера русского психологического театра», а потому лишенного малейшего шанса поработать с яркими, сочными, в чем-то грубыми красками своей актерской палитры. Вынужденный последние годы в силу сложившегося если не амплуа, то статуса пользоваться одними лишь полутонами, в своем новом спектакле артист буквально купается в открывшихся ему возможностях. И потому-то так колоритны создаваемые Евгением Мироновым на наших глазах образы. Но потому-то в этом захватывающем калейдоскопе образов часто теряется главный – Гамлет.
Конечно, если все начинается и заканчивается актером играющим, то и Гамлет может оказаться «ни при чем» уже по самой задумке. Но Лепаж неоднократно говорил, что в Евгении Миронове он встретил именно Гамлета. Так что остается нынешнюю зыбкость восприятия списать на премьеру и снова вернуться в этот иллюзионистский мир, чтобы поймать ускользающего, словно бы ртутного, шекспировского персонажа. Тем более, что и сейчас есть несколько сцен, в которых вдруг техника и красота рукотворной иллюзии отступают на второй план, а на первом остается «голый человек на голой земле».
- Первой моей попыткой составить коллаж по «Гамлету», - рассказывает режиссер спектакля Робер Лепаж, - была постановка «Эльсинор», но тогда у нас не было ни технических, ни актерских возможностей. Таких, какими мы обладаем сейчас. На самом деле, режиссер должен ставить спектакль тогда, когда он встречает своего Гамлета. Именно так и произошло у меня с Евгением.