Спектакль «Камень» рассказывает о судьбе одной немецкой семьи и целого поколения
Пьесы драматурга Мариуса фон Майенбурга, соавтора Томаса Остермайера в известном берлинском театре «Шаубюне ам Ленинер Платц», давно считаются классикой современной немецкой драматургии. У нас творчество Майенбурга пока только начинают изучать. В прошлом сезоне сразу два крупных столичных театра взялись за его произведения: Кирилл Серебренников поставил в «Гоголь-центре» скандального «(М)ученика», а в Театре Наций Филипп Григорьян осуществил постановку пьесы «Камень».
В «Камне» Майенбург обращается к вполне традиционной для Германии теме искупления грехов Второй мировой войны. Сюжет закручивается вокруг судьбы одной немецкой семьи. В пьесе 35 сцен, действие происходит в одном и том же доме, но в разные годы: начиная с 1935 по 1993. Стремительно переносясь из одной эпохи в другую, зритель по фрагментам воссоздает историю династии.
Пьеса начинается с 1993 года. Перед нами – три поколения женщин одной семьи: пожилая фрау Вита (Анна Галинова), ее 40-летняя дочь Хайдрун (Ольга Баландина) и внучка-подросток Ханна (в исполнении Лизы Арзамасовой в смену с Анастасией Прониной).
После падения Берлинской стены героини возвращаются в свой дом в Восточной части Германии. Когда-то он принадлежал еврейской семье Шварцман. Но в 1935 году над страной нависли нацистские тучи, и муж Виты Вольфганг (Кирилл Вытоптов), будучи противником фашистского режима и просто добросердечным человеком, помог хозяевам дома бежать в США. И чуть позже сам стал его владельцем.
Напоминанием об этом благородном поступке для семьи Вольфганга служит камень: согласно семейной легенде, нацисты, узнав о его помощи евреям, забросали дом камнями. Один из них Вите и Хайдрун удалось сохранить. Они берегут его как реликвию и перед бегством в ФРГ закапывают в саду.
Филипп Григорьян, выступивший в постановке режиссером и сценографом, ограничился минимальным количеством декораций. Пять разных эпох он воплощает на сцене с помощью пяти идентичных буфетов, отличающихся разве что цветом и фактурой. Отправляясь в путешествие по волнам своей памяти, герои перемещаются от одного буфета к другому. В 93-м году на буфете стоит телевизор, который смотрит беззащитная старушка Вита в блистательном исполнении актрисы Анны Галиновой. Но проходит несколько секунд – и Вита перевоплощается в прожорливую молодую фрау, пришедшую к семье Шварцман сговориться о цене дома.
Тема войны для Григорьяна становится поводом для разговора со зрителями о проблеме наследственной лжи. Именно ложь, по мысли режиссера, является главным действующим лицом «Камня». В конце пьесы оказывается, что Вольфганг был далеко не героем и евреев не спасал. А все, что о нем знают Хайдрун и Ханна, – красивая сказка, выдуманная Витой.
Наследственная ложь в виде легенд о бесстрашном предке, считает Григорьян, присутствует в каждой семье. Только люди об этом зачастую не подозревают. О наших прапрадедах мы знаем только то, что рассказывали нам мама и папа, а им – их родители. Мы верим этой информации и никогда не задумываемся, насколько соответствует своему прототипу портрет, который мы рисуем в своем сознании.
Вслед за Майенбургом Григорьян указывает на взаимозависимость между историей рода и историей дома. Дом, фактически отобранный у семьи Шварцман, радости новым хозяевам не приносит. Однако родственникам некомфортно не только в доме, но и за его пределами: между женщинами постоянно происходят ссоры, им неуютно рядом друг с другом.
Перейдя от одних владельцем к другим, дом теряет свой лоск. Комната, принадлежащая семье Вольфганга, выглядит более обыденно, если не сказать убого. Дом утрачивает свою поэтичность уже тогда, когда Вита при его покупке отказывается от фортепьяно, на котором так любила играть Киса. И доведенная до отчаяния фрау Шварцман на глазах у новой хозяйки сюрреалистично разрубает его топором.
В спектакле эта сцена несет в себе даже более глубокий смысл, чем в пьесе. Фортепьяно на сцене так и не появляется. Вместо него в доме Виты постоянно звучит синтезатор, на котором пытается играть Ханна. Этот синтезатор в присутствии Виты и разбивает об стол Киса. Дом лишается музыки, а камень приобретает свое настоящее значение, становясь символом злого рока.