Столичный Театр наций приезжает в Тобольск уже в пятый раз и привозит с собой спектакли, на которые в Москве трудно достать билеты. Город становится не только театральной точкой притяжения, но и туристической: чартерные рейсы из Петербурга теперь связывают две культурные столицы.
Театр Наций переехал... в Сибирь. Это временное явление — просто в Тобольске проходит юбилейный, пятый фестиваль этого московского театра. На неделю в сибирскую культурную столицу привезли пять спектаклей.
Огромная сцена, Тюменский филармонический оркестр, музыка Чайковского, Евгений Миронов, Ксения Раппопорт, звон колоколов, пение птиц и закат над величественным кремлем — единственным белокаменным во всей Сибири. Так в Тобольске прошел первый спектакль в рамках «Театр наций Fest». Это был «Роман в письмах» — трогательная постановка по мотивам переписки Чайковского и Надежды фон Мекк, которая много лет была покровительницей и близким другом композитора.
Модный столичный Театр наций в пятый раз приезжает в Тюменскую область, в Тобольск — небольшой город с большой историей. Его часто называют культурной столицей Сибири. В этом году тут покажут «Ходжу Насреддина» — нашумевший театральный дебют Тимура Бекмамбетова, получивший «Золотую маску» как лучший кукольный спектакль. В Москве на него трудно достать билеты. Кроме того, привезли «Зимние заметки о летних впечатлениях» по Достоевскому, откровенную драму «Любовницы» и пластический спектакль «Материнское поле». Последний — из репертуара другого столичного театра, имени Пушкина. Продолжает худрук Театра Наций Евгений Миронов:
«У нас театр без границ, Театр наций, где позволено все, поскольку у нас нет своей труппы и идеология нашего театра — это дать возможность любым артистам пробовать себя в абсолютно разных жанрах и направлениях. Поэтому на площадках Театра наций в свое время были и балеты, и оперные лаборатории, и драматические, естественно, спектакли, и пластические, и кукольный впервые в прошлом году мы сделали. По такому принципу программа и формируется, когда мы показываем практически весь спектр нашего сегодняшнего состояния: и Театра наций, и культуры в целом, потому что мы привозим не только свои спектакли, но и [стараемся показывать] спектакли своих коллег».
Впрочем, Тобольск для большого фестиваля выбран не только по историческим и эстетическим причинам. Тут расположен главный нефтехимический комбинат группы «Сибур» — «ЗапСибНефтехим». Компания в свою очередь — давний партнер Театра наций. На спектакли могут попасть не только работники завода. 80% билетов — в свободной продаже. О формировании репертуара фестиваля рассказывает начальник отдела по связям с органами государственной власти «ЗапСибНефтехим» Елена Бельская:
«Зачастую то, что можно и востребовано в Москве, может быть абсолютно непонятно здесь. Мы все равно пытаемся найти тот или иной отклик на какой-то исторический факт либо привязанность к актуальной повестке. Вот, например, в прошлом году мы как-то все негласно сошлись на том Достоевском, год Достоевского, здесь есть страницы Достоевского — пребывания в Тобольске, мы, конечно же, все безмолвно кивнули. Но, опять же, в тот период был прекрасный VR-спектакль «Я убил царя», который вроде бы в повестку Достоевского не привязывается, но он отзывался здесь и сейчас. Были очень долго дискуссии: в нашем музее семьи Николая II поставить спектакль «Я убил царя». У многих в общественности на самом деле было: да как так, в Тобольске не убивали царя, царя убили в Екатеринбурге, как вы можете ставить? Другое дело, резонанс — он какой, на старте негативный и продолжается негативным элементом? А когда это негативный на старте, больше, наверное, боязливый, по незнанию, но уже по финишу из серии: «Да, спектакль хорош. Все-таки там про Тобольск было много хорошего».
Цены на спектакли в сибирском турне Театра наций — в районе двух тысяч. Ощутимо дешевле, чем в Москве. Кажется, привлекательный вариант не только для местных, но и для туристов. Тем более что путешественников в Тобольске с каждым годом все больше. Этим летом в местный аэропорт даже чартеры из Петербурга запустили.