Одна из задач, которую ставит перед собой Санкт-Петербургская премия для молодых «Прорыв», – преодоление рамок и границ, сдерживающих развитие молодых талантов. По мере сил оргкомитет премии стремится сблизить молодой театральный Петербург и Москву, создать возможность для более тесного знакомства и обмена опытом. Офф-программа фестиваля «Прорыва» призвана представить на берегах Невы яркие работы молодых театральных деятелей столицы. В прошлом году вниманию петербургской публики и театральной молодежи были представлены спектакли Никиты Кобелева и Сергея Землянского – начинающих московских режиссеров. Теперь к нам приедут гости из двух столичных театральных центров, активно реализующих молодежные программы.
Недавно возникший на месте угасавшего Театра им. Гоголя «Гоголь-центр» под руководством Кирилла Серебренникова не только активно востребует актерские силы недавних выпускников Школы-студии МХТ, но и прибегает к помощи молодой режиссуры. Здесь ставят Алексей Мизгирев, Евгения Беркович, Илья Шагалов, Глеб Черепанов, Денис Азаров. На «Прорыв» приедет спектакль Владислава Наставшева «Митина любовь». Рижанин Наставшев тесно связан с Петербургом: здесь он получил актерское образование на курсе Льва Додина, впрочем, на режиссера учился в Лондоне. «Митина любовь» по мотивам рассказа Бунина – захватывающий аттракцион, в котором лирика соседствует с акробатикой, ведь актеры Филипп Авдеев и Александра Ревенко играют его на отвесной вертикальной стене.
Молодежной программе Театра Наций уже более семи лет. Поставить спектакли на сцене одного из самых модных и респектабельных стационаров столицы получили возможность Никита Гриншпун, Туфан Имамутдинов, Роман Феодори, Тимофей Кулябин. Нынешний сезон открылся двумя камерными премьерами, обе из которых станут гостями «Прорыва». Филипп Григорьян по праву считается заметным представителем течения «визуального театра». Его проекты «Третья смена», «Чукчи» и «Полнолуние» становились лауреатами престижных театральных фестивалей. Пьеса немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга – «Камень» – посвящена больной исторической памяти. Григорьян решает ее смелым режиссерским приемом, объединяя разные хронологические пласты в одном сценическом пространстве, показывая непреодолимое сродство прошлого, настоящего и будущего. «Редко можно увидеть, особенно у нас, спектакль, где все идет как часы, ни одна деталь не является лишней и каждая остается частью общего целого. Где актеры формируют настолько единый и слаженный ансамбль, что его не хочется разнимать на отдельные индивидуальности», – написал об этом спектакле критик Николай Берман.
Второй спектакль Театра Наций, приезжающий на «Прорыв», – работа давнего друга премии, ее трехкратного лауреата Дмитрия Волкострелова (он также является обладателем премии «Золотая маска), последовательного адепта минимализма на современной сцене. «Три дня в аду» по пьесе Павла Пряжко – дебют Волкострелова в государственном московском театре. Этот радикальный спектакль создан в жанре аудиальной инсталляции: зритель, буквально на себе, своей коже, испытывает одиночество и отчуждение, о котором пишет Пряжко, рассказывая о буднях профилактория для алкоголиков. «Это театр абсолютного доверия. Он словно тестирует тебя – на способность мыслить, слышать, чувствовать, читать между строк», – абсолютно точно заметила театральный критик и радиоведущая «Эха Москвы» Ксения Ларина.
Оргкомитет премии «Прорыв» выражает искреннюю и глубокую благодарность тем, без кого реализация этих гастролей в Петербурге оказалась бы невозможна: а именно: руководителю московского Департамента культуры Сергею Капкову, его бывшему первому заместителю Евгении Шерменевой, художественному руководителю «Гоголь-центра» Кириллу Серебренникову, художественному руководителю Театра Наций Евгению Миронову, его заместителю и бессменному члену жюри «Прорыва» Роману Должанскому, директору театра Наций, генеральному директору Национальной премии и Фестиваля «Золотая Маска» Марии Ревякиной, художественному руководителю Александринского театра Валерию Фокину, директору Александринского театра Григорию Попову, главному режиссеру Новой сцены Александринского театра Марату Гацалову, ее программному директору Полине Васильевой.
ПРОГРАММА ФЕСТИВАЛЯ:
Новая сцена Александринского театра
3 и 4 февраля – «Митина любовь»
17 февраля – «Три дня в аду»
19 февраля – «Камень»
Театр «Приют комедианта»
15 февраля - «Маскарад маскарад»
28 февраля – «Любовная история»
Начало всех спектаклей в 19.30