В рамках культурной программы IV Международного культурного форума «Культура и инвестиции: региональный аспект» с 6 по 14 сентября в Ульяновске проходит театральный фестиваль «Золотая Маска», который второй год подряд привозит в наш город лучшие спектакли России, ставшие обладателями национальной театральной премии «Золотая Маска». 9 и 10 сентября прошли показы культового спектакля Государственного Театра Наций «Рассказы Шукшина».
Премьера спектакля «Рассказы Шукшина» в постановке режиссёра Алвиса Херманиса из Латвии состоялась в 2008 году, и до сих пор зрители с огромным удовольствием идут на этот спектакль, а Театр Наций, в свою очередь, с удовольствием показывает его по всей стране. «Рассказы Шукшина» смело можно называть «долгожителем» Театра Наций и, на самом деле, на это есть много причин.
«Рассказы Шукшина» – это визитная карточка нашего театра. Мы сами все в восторге от того, что мы вообще играем этот спектакль и тем более от того, что мы можем это кому-то показывать. Наш зритель моментально отзывается на то, что происходит на сцене и это, конечно, радует», – рассказал художественный руководитель Театра Наций, исполнитель нескольких ролей в спектакле «Рассказы Шукшина» Евгений Миронов.
«Рассказы Шукшина» – дебют режиссёра Алвиса Херманиса на российской театральной сцене. И иначе, как творческой смелостью режиссерский выбор литературной основы для спектакля не назовешь. В преддверии премьеры журналисты и критики активно обсуждали и даже осуждали Херманиса за то, что он «посягнул» на великое и родное. Как так? Рассказы с по-настоящему русской душой на сцене театра ставит уроженец Латвии!
«Прекрасное видится издалека. Русским режиссерам мешает ответственность, все ж, иногда полезно узнать то, что мы о себе и друг о друге еще не знаем. Алвис Херманис во время подготовки спектакля говорил нам: «Шукшин и все эти люди – это ваша валюта», – поделился Евгений Миронов.
Херманис не примерялся и не сомневался, он просто делал то, что чувствовал, без опаски быть непонятым. Не почувствовать Шукшина сложно. Будь ты жителем Латвии, Сибири или коренным москвичом – разницы нет. Василий Макарович очень тонко передает в своих произведениях философию загадочной русской души из первых рук, ведь он сам приехал «покорять столицу» из небольшого села Сростки в Алтайском крае. Именно туда первым делом отправилась в многодневную экспедицию творческая группа «Рассказов Шукшина».
«В Сростках мы увидели живых людей, что самое главное. Мы пообщались с одноклассниками и друзьями Василия Макаровича, например, увидели человека, ставшего прототипом для героя рассказа «Срезал». В шукшинском селе мы все вместе пережили много хороших минут, что, наверное, нас всех объединило перед созданием спектакля», – поделился актер Театра Наций Александр Гришин.
Кроме вдохновения актёры привезли с собой снимки настоящих жителей села и алтайских пейзажей, напечатанные на огромных полотнах, они и стали декорациями к «Рассказам Шукшина». Больше на сцене ничего нет: несколько соответствующих сюжету фотографий, которые меняются после каждого рассказа, и лавочка— за время спектакля она становится и прилавком сельского магазина, и диваном в горнице, и берегом реки, и чем только не была эта лавка, как символ деревенской размеренной жизни, где никто никуда не торопится. Дайте только вволю кости перемыть всем соседям, разумеется, не со зла.
Декораций и реквизита практически нет, а их отсутствия не замечаешь вовсе. Например, сигареты на сцене может и не быть, но актёры так живописно затягиваются, что кажется, будто по зрительному залу распространяется табачный дым. В сцене застолья одного из рассказов, конечно, никто не выносит стол, уставленный деревенскими угощениями, но актриса Юлия Свежакова так правдиво разрезает что-то на своей воображаемой тарелке и насаживает на вилку, что на миг кажется, будто мелькнул кусок рыбы или мяса... Реки на сцене тоже нет, нет и коровы, и мошек, но все это есть в спектакле! Нет никаких сомнений.
Разговор об актерской игре в этой постановке лишний: вся труппа потрясает своей работой. Каждая сцена отыграна до мелочей. Спектакль пролетает молниеносно, головокружительный темп задается с первой секунды, рассказ за рассказом «катится» по сцене, заставляя в голос смеяться, искренне плакать, переживать и ощущать каждой клеточкой русский дух, который живет в каждом из нас. Все образы узнаваемы и знакомы, таких Байкаловых и Глебов Капустиных по всей стране: от Владивостока до Калининграда.
«Всех людей, запечатлённых на фотографиях, которые у нас появляются в качестве декораций, мы знаем. И каждый раз, выходя на сцену, чувствуем на наших плечах ответственность за то, что мы рассказываем истории реальных людей. Например, когда я выхожу на сцену на рассказ «Сапожки», я всегда обращаю внимание на одного мужчину на фото, который смотрит на меня так, будто хочет сказать: «Ну, что? Опять будешь меня играть?» И я сразу останавливаю себя, перестаю наигрывать и начинаю просто жить на сцене», – рассказал журналистам Евгений Миронов.
Особую благодарность следовало бы выразить режиссёру Херманису и всей творческой группе спектакля за сохранение авторского текста. В «Рассказах…» не изменено ни единого слова, более того актёры будто сами читают нам сборник Василия Макаровича, сопровождая это своей виртуозной игрой. Конечно, во главе всего действа на сцене стоят любимые зрителями Евгений Миронов и Чулпан Хаматова, которых сложно не отметить и обойти стороной. То, что вытворяет Миронов на сцене, очень трудно пересказать словами. Какое-то фантастическое проживание происходит прямо на наших глазах. Здесь идеально работает правило: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Кто-то из ещё не видевших постановку зрителей с трепетом спрашивает: «Ну, как там Миронов с Хаматовой?», – а на ум не приходит ничего, кроме слова «гениально».
Спектакль хочется пересматривать и пересматривать. Неудивительно, что он так долго живет на сцене Театра Наций и, наверняка, проживёт еще столько же, потому что эти истории должен увидеть и прожить вместе с актёрами если не каждый, то хотя бы тот, кто немного знаком с личностью Василия Макаровича Шукшина, а таких в нашей стране, хочется верить, много. Ему, кстати, в спектакле отведено особое место: в финальном эпизоде на одном из тех фото жителей села Сростки стоит обычная сельчанка, позади которой висит портрет Шукшина, будто бы венчающий череду рассказов о простых людях, которые живут среди нас.
Каждый зритель увидит в «Рассказах Шукшина» что-то свое – и взрослый, видавший жизнь разную, и молодой, только-только в нее вступивший – но разница в возрасте не помешает дружно посмеяться и поплакать над простыми радостями и горестями обычных людей.