— Когда вам предложили сыграть Федру, вы удивились или внутренне уже были готовы к этой роли и представляли, как ее сделаете?
— Самые потрясающие предложения в жизни, которые мне поступали, это те, про которые я совершенно не имела представления, как я это сделаю. Когда я читаю сценарий и понимаю, как это сделать, у меня сразу теряется интерес. Здесь, в „Федре”, не ставился вопрос, как, мне было важно, что.
— Вы не боитесь окунаться в тему безумия?
— Это же не про безумие только, но про исследование души. Для меня вообще все началось с альбома работ Иеронима Босха. Это некое существование в состоянии раздвоения. Это философия. У Андрея Жолдака все жестко в смысле правды, поэтому нам хотелось уйти от некоей поэтичности текста Расина, хотелось натуралистического преломления его. При этом мне нравится, что в этом спектакле можно существовать над бытом. Для меня эти два полюса сейчас самое интересное в профессии. Соединить, совместить их в небытовом пространстве Для меня это больше философия, чем изображение просто сумасшествия.
— Как вам после Федры возвращаться в ленкомовские спектакли, к ленкомовским ролям — легко? Интересно?
— Легко и радостно. Я очень люблю спектакль „Плач Палача”. И я очень за многое благодарна Захарову. Когда мы репетировали, он дал мне довольно много свободы. Вообще он не доверяет молодым артистам, предпочитает жестко выстраивать им рисунок. А тут много сцен он, конечно, жестко застраивал, но иногда
— Вы
— Да, до недавнего времени. Потому что для меня все поменял Александр Николаевич Сокуров. Его фильмы. Он открыл невероятный космос и понимание того, что в кино может существовать великое искусство, философия, не завязанные на технологию, на коммерцию, — то есть все то, что я раньше думала, принадлежит только театру. Но я ошибалась — я очень многого не знала, не видела. Бергмана, Сокурова.
— Как вы сами про себя думаете — „молодая актриса” или „опытная актриса”?
— У меня был период жизни, когда я играла определенные роли, и я благодарна Богу и судьбе, что их не так много. Потому что я сейчас понимаю, что ранняя юность и ранняя молодость не были моим временем. Я только сейчас начинаю вступать в период некоего соответствия накопленного опыта, умений, знаний. Поэтому мне кажется, что мое время только начинается.
— Что такое актерский рост?
— Он не возможен без перешагивания через себя, в чем есть довольно большая доля нелюбви к себе. Мне она присуща. Я всегда недовольна тем, что вижу со стороны и к себе отношусь как бы „со стороны”
Я очень люблю органную музыку — за собранность звучания. У Монсерат Кабалье тоже самое — точечное звучание, нераспыленное, сродни органной музыке. Актерское искусство,
— Нелюбовь к себе, это ведь жесткость, а без жесткости — режиссера, учителя, себя к самому себе — актер расти не может?
— Мне кажется, что это важно — особенно на первый порах. Потому что должен существовать иммунитет в организме, некая стойкость. И жесткость режиссера — во многом — проверка этой стойкости.
— Вы легко переносите паузы в работе?
— Знаете, я довольно фанатичный человек, то есть — фанатично увлекающийся. И раньше мне было довольно тяжело существовать в периоды, когда я была ничем не увлечена. Но это было давно. И я их помню прекрасно. Сейчас у меня период очень большой загруженности. Но даже когда у меня были передыхи, столько всего есть потрясающего, на что у тебя элементарно не хватает времени — просто взять альбом Брейгеля и два часа его рассматривать. У меня нет сейчас этих двух часов! Я могу смотреть его урывочно, но так нельзя. Меня сейчас внутренне мучает, что жизнь у меня очень плотная. Все летит — время, дела, работа. Нет ощущения времени — рельного времени, что минута — это минута, вот она, почувствовать ее. А вокруг меня происходит много того, что не дает сосредоточиться.
— Как вы справляетесь с этим?
— Бесжалостно выкидываю из своей жизни то, что мне не нужно.
— Сейчас на вас посыпались премии, награды в связи с „Федрой”, но совершенно нет ощущения, что у вас — звездная болезнь
— Я считаю это милостью божьей. Если вдуматься в эти слова, „божьей милостью”, они означают, что мне дали некую милость. Это правдивая позиция: на меня свалилась очень большая милость в виде этой роли и возможности сделать то, к чему я давно шла, а награды здесь не при чем.
— Я
— В руках человека — в любом деле — реально очень много. На самом деле, я просто предпочитаю конструктивный подход к жизни. Потому что сидеть и ждать