— Юлия, Театр наций, где вы работаете, — проектный, в нем нет постоянной труппы, артисты набираются на контрактной основе. Какие вы видите преимущества этого типа театра?
— Преимуществ в проектном театре гораздо больше, чем в репертуарном. Молодому организму там интересно! Есть возможность работать с разными режиссерами и партнерами. И роли распределяются честно. Евгений Миронов, при том что мы давно дружим и общаемся, точно не подойдет к приглашенному режиссеру и не скажет: „Посмотрите эту девочку”. Если режиссер берет меня на роль в спектакле Театра наций, значит, ему нужна такая актриса. А это очень важно, когда режиссер не работает с навязанными ему артистами, а сам выбирает, кто ему нужен. Поэтому я боюсь репертуарного театра. Не понимаю, как может быть распределение ролей без кастинга.
— Но помимо Театра наций вы играете и в Театре на Малой Бронной в спектакле „Варшавская мелодия”. Там вы тоже проходили кастинг?
— Нет, это сотрудничество родилось внезапно. Не могу сказать, что режиссер Сергей Анатольевич Голомазов хорошо знал меня как актрису. Но
— А что вам дал этот спектакль, признанный одной из удач минувшего сезона?
— Уверенность, что можно выйти на сцену и держать внимание зала два с половиной часа. Я благодарна Голомазову за его режиссерскую смелость. В „Варшавской мелодии” он подавил свои режиссерские амбиции и выпустил на первый план нас, актеров. Многие критики говорили: а что, собственно, сделал режиссер в спектакле? А он разобрал с нами пьесу так, что мы поняли, как нужно играть. Это дорогого стоит.
— Громкая премьера нынешнего сезона с вашим участием — „Киллер Джо” в Театре наций, вещь декларативно жесткая. Театральный боевик. При этом пьеса была открыта ключом русского психологического театра
— Понимаете, как бы мы себя ни позиционировали, все равно остаемся актерами русского психологического театра. Поэтому я и работаю в Театре наций — хочу знакомиться с другими театральными системами и языками. По поводу „Киллера Джо” есть и будут кардинально противоположные мнения. От премьеры я отходила пять дней. И
— Какую задачу себе ставит актер, участвуя в спектакле, где нет морали?
— Если на сцене все происходит на сто процентов точно, зритель должен родить эту мораль в своей голове. И понять цену этой не разжеванной
— А вообще спектакль без морали может на зрителей повлиять?
— Думаю, да. Я хочу, чтобы идеальное восприятие этой истории было таким. Два часа зритель смеется от тупости, дикости, глупости героев, не задумываясь о морали. Но в последние
— Кстати, давайте поговорим подробнее о вас. Вы ведь родились во Пскове.
— Псков — мой родной город. Очень его люблю, но жить там уже не могу: другой ритм жизни. Мне ведь постоянно хочется бежать, чтобы все время
— Почему хотелось в актрисы?
— Наверное, я не могла стать никем другим. Хотя мои родственники отношения к сцене вовсе не имеют. Впервые я осознанно пришла в театр только в 18 лет — на мхатовский спектакль „Ю”. К тому времени я была уже студенткой курса Олега Кудряшова в РАТИ. Сложно в это поверить, но прежде театр никаких эмоций не вызывал. Кстати, изначально я хотела быть филологом — училась на филфаке на учителя русского языка и литературы в Псковском университете русской филологии. Там я прочла „Морфологию русской сказки” Проппа, труды Дмитрия Лихачева. Занималась языкознанием. Но я и представить себе не могла, что Пропп однажды мне очень поможет. А дело так было.
— А как вам помогают в работе знания, полученные у Олега Кудряшова?
— Нет дня, чтобы я не вспомнила мастера. Я по натуре в меру трудолюбивый человек. Но мастер научил меня работать. Он говорил: талант — хорошо, но если ты не будешь его обрабатывать как землю, он зарастет сорняками и будет никому не нужен. Говорил о понимании своей ответственности.
— Что для вас значит понятие ответственности? И насколько оно важно для актера?
— Может, я педант, но я не могу работать с человеком, который сказал и не сделал. У меня нет контакта с такими людьми, я не могу их понять. Недавно я снималась в кино с Лизой Боярской и увидела ответственного человека. Вот с ней как с человеком, отвечающим за свои поступки и слова, хочется говорить, общаться, сочинять, придумывать. Расхожую мысль, что актеры — странные, непредсказуемые творцы, которым надо все прощать, я не разделяю. Художник несет ответственность за свою работу, потому что обращается к человеческой душе.