Современная постановка пьесы немецкого драматурга Франка Ведекинда – это крик тинейджеров о помощи. Крик через мессенджеры смартфонов и ноутбуков. Герои спектакля – подростки, которые столкнулись с типичными для своего возраста трудностями: отношения полов, табуирование сексуальности, проблема «отцов и детей», неприятие мира взрослых.
«Глобальная тема пьесы «Пробуждение весны» – противостояние природы и культуры, где под природой понимается все естественное, человеческие инстинкты и страсти, а под культурой – все, что создано искусственно, в том числе социальные надстройки, такие как законы и мораль. Сегодня аналогичный конфликт испытывают дети поколения Z. Они уже считают себя взрослыми и отказываются подчиняться общепринятым нормам. Они живут согласно своей природе без всякой рефлексии. Но, увы, их неведение и наивность, как и сотню лет назад, имеют печальные последствия», – говорит режиссер Маттео Спьяцци.
Спектакль «Пробуждение весны», который Новое Пространство Театра Наций выпустило совместно с Творческим объединением 9, стал первой постановкой Маттео Спьяцци в России. Актер, режиссер, педагог, выпускник Академии драматического искусства (Удине, Италия), он специализируется на работе с комедией дель арте. Помимо родной Италии Спьяцци ставил в Украине, Белоруссии, Эстонии, Польше, Словении, Австрии, Эквадоре. В 2012, 2015, 2016 годах был участником театральной биеннале в Венеции. Давно мечтал поговорить со сцены с тинейджерами на их же языке.
«В начале XX века пьеса Ведекинда была запрещена цензурой. Рассуждать о сексуальности, смерти, суициде было не принято, – говорит Маттео, – этот текст всегда производил на людей громадное впечатление, но мы решили сделать его еще более современным. Драматургия нашего спектакля строится на виртуальных отношениях между подростками. В том числе между главной героиней Вендлой и ее матерью. Тинейджерам сейчас редко удается общаться с родителями напрямую, они решают вопросы через мессенджеры. Но телефон невозможно обнять, и это большая трагедия нашего времени. Тот разрыв, который был между Вендлой и ее мамой во времена Ведекинда, сегодня превратился в пропасть».
В сценографии спектакля присутствуют две структуры: земля, которая олицетворяет мягкую, податливую природу, и железный холодный куб – символ жесткого, несгибаемого общества. А также множество проекций и гаджетов. Зрители вовлечены в действо через собственные телефоны. С помощью соцсетей они проходят весь путь вместе с главными героями, выбирая, что им ближе: продолжить жизнь, неизменно взрослея, или умереть, оставшись подростком навсегда.
Стратегический партнер
Партнеры проекта